"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

В. Мусатов

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

      Владимир Сергеевич Мусатов - основатель озерской школы борьбы самбо и дзюдо братьев Мусатовых и озерской школы современного бального танца (с женой Галиной Борисовной Мусатовой), мастер спорта СССР по вольной борьбе, мастер спорта СССР по самбо, заслуженный тренер РСФСР.

      Родился я 16 февраля 1939 года в селе Алексеевке, Ленинского района Целиноградской области. Учился в школе № 160 и затем в школе №15 г. Щучинска. Участвуя в Спартакиадах школьников Карагандинской железной дороги, был чемпионом по гимнастике, метанию диска, толканию ядра, призером по прыжкам с шестом. Участвовал в двух Всесоюзных Спартакиадах школьников общества "Локомотив" за сборные команды Карагандинской железной дороги: в июле 1954 года в Москве и в июле 1956 года в Ленинграде.

      В 1956 году закончил среднюю школу и в этом же году после Всесоюзной спартакиады школьников остался в г. Ленинграде, где поступил в Ленинградский институт физической культуры им П. Ф. Лесгафта по специализации гимнастики.

      В 1957 году в составе лучших гимнастов института физкультуры принимал участие в показательных гимнастических выступлениях на 7-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Гимнасты выступали с исключительно сложной программой на высотных снарядах, брусьях высотой 3 м 20 см и перекладине высотой 5 м. Выступление проходило на открытии и закрытии фестиваля на стадионе в Лужниках.

      В 1958 году в составе Ленинградской делегации гимнастов выступал на открытии и закрытии первенства мира по гимнастике в Москве. Гимнасты демонстрировали вольные гимнастические композиции и парную акробатику с девушками.

      На втором курсе сменил специализацию и начал тренироваться и выступать по вольной борьбе, за один сезон выполнил первый разряд и выиграл первенство профсоюзных обществ Ленинграда по вольной борьбе. В мае 1959 года завоевал первое место на Спартакиаде Ленинграда по вольной борьбе в личных соревнованиях. Дважды участвовал во Всесоюзных спартакиадах спортивных вузов по вольной борьбе в составе сборной команды института физкультуры. Дважды участвовал во Всесоюзных чемпионатах общества "Буревестник" в составе сборной команды Ленинградского общества "Буревестник".

      В 1961 году я закончил институт и по направлению уехал в город Озерск. Прибыл в город Озерск вместе с женой, Галиной Борисовной Мусатовой, 5-го сентября 1961 года и приступил к работе инструктором-тренером в городском спорткомитете. Отвечал в целом за развитие классической и вольной борьбы в городе.

      Продолжал лично участвовать в соревнованиях. В 1962 году стал чемпионом ЦСФиС общества Минатома (г. Днепродзержинск), занял 6-ое место на чемпионате РСФСР (г. Калининград), 8-ое на чемпионате СССР (г. Ленинград). Выполнил звание мастера спорта СССР по вольной борьбе. Звание присвоено 22 апреля 1963 года, удостоверение № 30949. В 1963-64 году - дважды чемпион Всесоюзного турнира на приз Салавата Юлаева по вольной борьбе. Сборная команда Челябинской области состояла из озерских мастеров борьбы, из Челябинска был только один борец. Команда дважды завоевала под моим руководством кубок турнира, и он остался в Облспорткомитете в музее славы.

      В 1964 году школа борьбы переходит на развитие борьбы самбо. В 1965 году я стал чемпионом Всесоюзного чемпионата ЦСФиС Минатома, чемпионом Спартакиады Профсоюзов РСФСР по самбо, участвовал в чемпионате СССР по самбо и выполнил звание мастера спорта СССР по самбо. Звание присвоили 23 декабря 1967 года, удостоверение № 62063. В 1967 году выиграл чемпионат области, Всесоюзный чемпионат ЦСФИС, последний раз выступил на чемпионате СССР по самбо в г. Новосибирске.

      Закончив выступления в большом спорте в 1968 году, я полностью сосредоточился на тренерской работе, так как два моих юных воспитанника Попов Валентин и Двойников Валерий вошли в сборную юношескую команду СССР, завоевав, соответственно, второе и первое место на первенстве СССР 1968 года.

      За подготовку чемпионов и призеров первенств и чемпионатов СССР, мастеров спорта СССР Попова В. Н., Тимшина В. М., Чуракова В., Аверина В., Долгих В., Гладышева Е., Ходырева, мастера спорта международного класса Комарова А., заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона СССР, Европы, мира, серебряного призера Олимпийских игр 1976 года в Монреале Двойникова Валерия мне было присвоено звание "Заслуженный тренер РСФСР", удостоверение № 2350 от 27.02.1980 года.

      В Озерске вместе с женой Галиной Борисовной Мусатовой мы основали школу современных бальных танцев. Танцуя в паре с Галиной Борисовной мы стали лауреатами областных конкурсов в 1969 и в 1970 годах. В 1975 году наш ансамбль "Золушка" (Г.Б. Мусатова - руководитель ансамбля, я же был тренером и танцевал в составе ансамбля латино-американскую программу) стал лауреатом 5-го Всероссийского конкурса бальных танцев.

      Гимнастика, акробатика, борьба и танцы - не правда ли, удивительный коктейль, и ведь все на достаточно высоком уровне. 25-го ноября 2009 года я получил благодарное видеопослание от своего выдающегося ученика, чемпиона мира, серебряного призера Олимпийских Игр по дзюдо Валерия Двойникова из Бельгии и понимаю, что именно этот коктейль помог мне воспитать такого незаурядного спортсмена.

      В школе я, наряду с занятиями спортом, занимался народными танцами и участвовал в самодеятельных концертах, школьных олимпиадах. Впервые познакомился с искусством международного бального танца в 1957 году на международном конкурсе, состоявшемся в рамках 7-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В организации конкурса непосредственное участие принимал мой будущий учитель танцев Бельский Дмитрий Михайлович. В конкурсе участвовали две пары из Ленинграда: Юрий Зверев с Элеонорой Бочковой и Дмитрий Ярошевский с Заремой Блюдиной (журнал "Танец", № 8, 1999 год).

      Осенью 1958 года я поступил в школу бальных танцев балетмейстера Д.М. Бельского в г. Ленинграде. Почему я так близко соприкоснулся с Бельским Д. М.? Это очень любопытно.

      Осенью 1958 года, меня назначают командиром институтской народной дружины. Рядом с Мариинским театром во Дворце культуры им. Первой пятилетки ежедневно проходили танцевальные вечера. Передо мной поставили задачу - дежурить с дружинниками в танцевальном зале на вечерах и решать важную государственную задачу: молодежь должна танцевать танцы в соответствии с программой, которую объявлял опытный танцмейстер, не должно быть стиляг, танцующих "ужасный, разлагающий молодежь рок-н-ролл".

      Я блестяще справился с поставленной задачей, прежде всего, классно научился танцевать рок-н-ролл. Для всех продвинутых ребят, желающих танцевать рок, была использована сообщающаяся с танцзалом комната, мы ее называли предбанник, вот здесь-то мы и танцевали свой продвинутый рок.

      Но самое главное, в танцевальном зале ДК я встретил балетмейстера Дмитрия Михайловича Бельского, он работал распорядителем танцевальных вечеров. Вечера он проводил изумительно, во время перерывов между танцевальными отделениями часто проводил показательные выступления по международным бальным танцам. Выступали его ученики, и здесь я вновь мог видеть потрясающие танцы международной программы: аргентинское танго, квикстеп, медленный фокстрот, медленный вальс, венский вальс.

      В начале 1959 года еще не танцевали в конкурсах латиноамериканскую программу, танцы: самбу, румбу, ча-ча-ча, джайв, пасоадобль, но раз увидев танго в исполнении пары Владимира Павлова, я влюбился в это искусство раз и навсегда.

      На вечерах я был первым помощником Бельского по части дисциплины и выполнял любое его требование. Танцевали все по программе: мазурку, венгерский бальный, польку, но, когда великолепный джазовый оркестр Вайнштейна играл быстрый фокстрот или танго, я хватал свою партнершу и пытался копировать танцы учеников Бельского. И однажды Дмитрий Михайлович, понаблюдав, как я пытаюсь танцевать танго, остановил нас и пригласил меня в Кировский дворец в свою школу. Так начались мои занятия в школе Бельского.

      Ленинград в конце 50-х годов лидировал по развитию стандартной программы танцев. Я лично участвовал в городском конкурсе уже осенью 1958 года, на этом конкурсе в показательных выступлениях танцевала лучшая ленинградская пара, чемпионы города, Зверев и Бочкова, сильнейшая пара Бельского В. Павлов с Левицкой и приглашенная шикарная пара из Финляндии.

      Именно ленинградские балетмейстеры всколыхнули волну увлечения международным бальным танцем в России. Бельский Д. М., Снежина М. В., Диметман И. М., Кошкин Н. И., В. Б. Хавский, В. Г. Новиков и др. - эти балетмейстеры проводили конкурсы в Ленинграде и выезжали в Москву для организации конкурсов в столице. В прибалтийских республиках так же, как и в Ленинграде, активно шло развитие стандартной международной программы танцев.

      Я оказался свидетелем печального разгрома ленинградских балетмейстеров. "Кошкин дом" - так называлась несправедливая критическая статья в журнале "Крокодил". Московская комиссия подвергла ужасной критике танцевальные вечера, где работали Бельский, Хавский, Кошкин и Маст; лично я абсолютно не понимал, как могли люди опорочить столь прекрасные вечера, проводимые строго по программе такими прекрасными танцмейстерами. Были использованы самые негативные фразы в отношении описания атмосферы, царящей в танцевальных залах.

      Никогда не забуду, как я и Павлов Володя мотались по редакциям ленинградских газет и журналов и пытались спасти репутацию конкретно нашего балетмейстера Бельского Дмитрия Михайловича. Никто не хотел нас слушать, хотя многие понимали, что это просто ловко спланированная акция по разгрому ленинградских танцевальных школ, которые посмели нести в массы молодежи "буржуазную культуру". И это при том, что в танцевальных залах проводились самые настоящие балы, молодежь танцевала вальс, мазурку, танец конькобежцев, вальс-гавот, венгерский бальный, фокстрот, танго и другие танцы, вечера проводились под руководством опытных танцмейстеров с объявлением каждого танца.

      Школу Бельского закрыли, балетмейстеров ошельмовали. Мы продолжили занятия в ДК им. Цурюпы, где с нами Бельский занимался бесплатно, но мы ему помогали вести платные занятия в студии взрослых мужчин и женщин, их было очень много. Популярность бальных танцев была высока, особенно новой стандартной программы. Опытные танцоры, ученики Бельского, Павлов, Мальков, Генкин, Юдин и другие начинают организовывать свои студии по предприятиям, школам, вузам и вести платные занятия. Мальков, например, создал мощную школу стандартного танца в Академгородке г. Новосибирска.


      Из книги В.С. Мусатова:

Алекс Мур

      Английский педагог, преподаватель танцев, создатель Всемирной стандартной программы бального танца посетил в 1957году Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Балетмейстер из Ленинграда Дмитрий Михайлович Бельский участвовал в проведении показательных выступлений английских студентов с программой стандартного, бального танца. Алекс Мур в знак признательности и дружбы подарил Бельскому свое издание по стандартному танцу и описание 36-ти популярных вариаций по европейским танцам.

      В Ленинграде в школе Бельского издания переведены на русский язык. Одаренные талантом, балетмейстеры, познакомившись, с книгой Алекса Мура, наполнили уже известные танцы: венский вальс, танго, медленный вальс, быстрый фокстрот, медленный фокстрот, стандартными фигурами и требованиями к технике исполнения. Используя, как пример, классические вариации, стали обогащать композиции талантливыми изобретениями, и стандартный танец, как, бесконечно развивающийся, творческий процесс, зашагал по нашей стране. Зашагал, хромая, падая, снова поднимаясь, но упорно и настойчиво, усилиями одержимых учеников и последователей Алекса Мура пробивал себе дорогу в борьбе с коммунистической идеологией, отрицавшей бальный танец, как буржуазное искусство.

Бельский

      Посмотрев впервые аргентинское танго, фокстрот, медленный вальс, я был сражен красотой танцев европейской программы. В танцзале, где я бывал почти каждый день, партнерш было предостаточно и я начал копировать то, что видел на показах.

      Увидав, как я ношусь по залу, и, буквально на руках, таскаю за собой партнершу, ко мне подошел танцевальный руководитель, Бельский: "Володя, хватить таскать бедную девчонку на руках, вы же ее задушите, приходите завтра ко мне на занятия в Мраморный зал в 19 часов".

      Я пришел раньше, собирались ученики Бельского. Тонкие, стройные фигуры, я впервые застеснялся своей мощной шеи. Они весело болтали, иногда посматривали в мою сторону, видимо, таких экземпляров у них еще не было. Появился Бельский, быстрый, темпераментный, попросил построиться, поклонился и скомандовал: "По линии танца шагом квикстепа, держать корпус, ступни упругие, руки к груди, лопатки друг к другу, колени смягчить, плыть, плыть, плыть по воздуху". Я понесся вместе со всеми. Видимо, специально для меня он остановил всех и детально показал технику шага, и мы снова понеслись по кругу. Потом пошли фигуры: четвертной поворот, прогрессивное шассе, променад, натуральный спин-поворот и др., и все я с хода старался сделать, пытаясь копировать Павлова.

      В перерыве к Бельскому подскочил тоненький Юдин и зашептал: " А этот боксер по вашей протекции?". Бельский на него шикнул, подошел ко мне и предложил снять пиджак, который изрядно промок от пота, посоветовал приходить в футболке и не больно стесняться питерской интеллигенции.

      "Ты их достанешь очень быстро, это я тебе обещаю, если будешь шагать в день километров по 10 шагом фокстрота", - сказал и дал команду встать в пары. Все быстро встали в позицию. Одна девушка в очках осталась без партнера, я пригласил ее, Бельский быстро подошел к нам, и, улыбаясь, проговорил: "Молодец, спортсмен, у нее самый длинный и мягкий шаг во всем Питере, она тебя вышколит, дерзай".

      Мы стали работать индивидуально. Он темпераментно носился по залу, то к одной, то к другой паре, то расправляет плечи и поглаживает по спине партнершу, то хлестнет партнера между лопаток, а то вдруг встанет на колено и руками поправляет ступню танцовщице. Видимо ему стало жарко, он сбросил пиджак и совершенно не стеснялся того, как он выглядел, на нем была футболка, белоснежная манишка и модный галстук.

      После занятия самый лучший ученик Бельского Павлов дал мне схемы фигур, и я начал овладевать этим искусством. В общежитии меня увидели в новом качестве. Каждый день я ходил по нашим длинным коридорам шагом фокстрота, танго и медленного вальса. На улице появился сумасшедший тип, который ходил только танцевальными шагами. Иногда он подходил к стене дома, вставал к ней плотно спиной и проверял свою осанку. Во время перерывов на танцах в малом зале этот человек отрабатывал фигуры на паркете. Это был я, которого международный, бальный танец поразил в самое сердце.

      Позже я, Павлов, Генкин, Юдин, Мальков и многие другие, увлеченные Бельским в мир бального танца, пробивались через частокол запретов и двигали в жизнь международную программу бального танца.

      Приехав в Озерск, мы с Галиной встретились с трудностями: она не могла найти себе работу. Обратились к председателю заводского комитета химкомбината "Маяк" Ермолаеву. Ермолаев Н. Я., узнав, что мы танцуем международные бальные танцы, направил нас к директору ДК "Маяк" Викторову с рекомендацией устроить Галину Мусатову руководителем бальных танцев. Мудрый и проницательный был человек.

      У Галины не было танцевального образования, она получила его позже: танцевала и одновременно училась заочно в Москве. Я, работая в горспортсовете тренером по борьбе, на общественных началах активно помогал Галине работать в ДК "Маяк", что в наше время считалось совершенно естественным и необходимым.

      Осенью 1961 года, находясь на спортивных сборах вместе с Галиной, встретили в Ленинграде Володю Павлова, который уже освоил и преподавал латино-американскую программу. Он одним из первых начал со своими учениками танцевать латино-американскую программу, переводил вариации, печатавшиеся в иностранных журналах, выезжал в Москву, давал уроки. Мы тренировались под его руководством 3 недели, жили в прекрасной гостинице "Астория", где я ночи напролет переписывал данную мне Володей книгу Алекса Мура. 400 страниц было переписано мною от руки, и эта рукопись стала для меня самой ценной книгой в моей жизни. Уже выброшено многое, что я писал в своей жизни, но эту рукопись я храню, как напоминание о самом интересном увлечении в своей жизни.

      3 недели продолжались Всесоюзные сборы тренеров по вольной борьбе, днем я посещал спортивные занятия, вечером мы тренировались у Павлова, а ночью я писал, писал и писал. На бумагу четко и красиво ложились священные частицы его величества стандарта: схемы, музыкальный размер, ритм, эти простые и загадочные буквы ММББ, МББМ и т. д.

      Я вернулся домой с пониманием того, как правильно ставить фигуры стандарта нашим ученикам. Имея 36 стандартных вариаций по Европейской программе, я мог ставить логические цепочки, конкурсные композиции любого класса. В латиноамериканской программе мы имели пока еще только набор стандартных фигур и несложных вариаций, но главное было - начальная основа, школа стандартизированного исполнения фигур.

      За восемь лет работы в школах, пионерских и трудовых лагерях преподавателями физкультуры и танца мы с Галиной просмотрели огромное количество детей, многие стали заниматься одновременно и борьбой, и танцами. Были организованы показательные выступления по озерскому телевидению, уроки по изучению бальных танцев. Галина, кстати, некоторое время работала диктором озерского телевидения. Городское телевидение функционировало ежедневно, это позволяло вести широкую пропаганду современных бальных танцев. В школах активно работали родительские комитеты, нас приглашали на платной основе обучать детей этому красивому искусству.

      Мы танцевали не только танцы международной программы, но и все те танцы, которые создавали наши российские хореографы. Этих танцев было великое множество, их простота и доступность увлекала детей, можно было делать разнообразные программы выступлений на праздниках, танцевальных вечерах, проводить конкурсы между детьми. Достаточно назвать такие танцы как уральская сударушка, русский лирический, фигурный вальс, хали-гали, хоппель-поппель, террикон, летка-енка, медисон, сиртакки, вару-вару, рилио, чтобы понять, что, предлагая детям постоянно что-то новое, мы поддерживали их интерес на высоком уровне.

      Те, кто постарше, хотели танцевать рок-н-ролл, джайв, чарльстон, твист, шейк, и хотя в стране критиковали эти танцы и все, что шло с запада, нам удавалось строить на основе этих танцев увлекательные композиции.

      Из многочисленного количества учеников постепенно выросла замечательная плеяда молодых людей, способных танцевать все, что только возможно. С 1969 года этот коллектив талантливых молодых людей начинает парами участвовать в конкурсах. В декабре 1969 года был проведен первый официальный областной конкурс стандартных бальных танцев, на котором мы с Галиной стали лауреатами. В газете "Челябинский рабочий" была опубликована статья о лауреатах.

      После конкурса выступали в Риге на конкурсе у Стружанова по стандартной программе. Вторично стали лауреатами областного конкурса в 1970 году во Дворце Культуры Ленинского района, тоже в декабре. Танцевали по классу С, конкурентов у нас практически не было, но по классу D уже танцевали многие пары и танцевали очень хорошо. Наши пары тоже совершенствовались, должен отметить у нас были очень красивые пары, достаточно назвать Салимова, Лыкова, Сметанина, Варфоломееву (Романенко), Лазареву, Дорохину и др.

      Обстановка с развитием международной программы танца была сложная, мы развивали это направление, однако конкурсы проводились с большой осторожностью, обязательным было включение в программы конкурсов советских танцев. В 1974 году был проведен серьезный областной конкурс, в котором была представлена и советская программа, и международная. Мы приняли участие почти всеми парами нашего коллектива, прошли психологическую обкатку, чтобы в 1975 году быть готовыми к 5-му Всероссийскому конкурсу, который намечалось провести в г. Челябинске.

      Готовились к конкурсу, используя методику подготовки к спортивным соревнованиям, учитывалось все в комплексе: физическая подготовка, техническая, психологическая, артистичность, современность дизайна костюмов, соответствие программы вкусам молодого поколения.

      На конкурсе требовалось название коллектива. На отдыхе между репетициями в ДК ЧТПЗ, (кстати, помогали нам наши хорошие друзья супруги Плотвиновы из Челябинска) ребята стали предлагать всякие имена, и кто-то, увидев изображение изящной туфельки, воскликнул: "Золушка". Так название появилось много позже создания коллектива.

      Молодежь хотела танцевать самые модные в то время танцы, а это были танцы латино-американской программы: самба, румба, ча-ча-ча, джайв. Мы сделали ставку именно на эту программу, можно сказать, рискнули. Конкурс курировал прогрессивный представитель министерства культуры СССР Б. Мальцев, который поддерживал развитие международного бального танца. В Челябинске сформировался прогрессивный преподавательский состав кафедры хореографии в институте Культуры, и нам повезло. Риск оправдал себя - в начале 1975 года мы стали лауреатами 5-го Всероссийского конкурса в городе Челябинске.

      Ансамбль "Золушка" покорил всех зажигательной латино-американской программой и смелым дизайном костюмов по тем временам. Мы завоевали право участвовать в грандиозном концерте лауреатов России в Москве.

Победа "Золушки"

      В 1975 году наш ансамбль "Золушка" стал лауреатом 5-го Всероссийского конкурса бальных танцев. Руководитель ансамбля - Мусатова Галина, танцующий тренер - Мусатов Владимир.

      Ансамбль "Золушка" выступил в заключительном концерте лауреатов в концертном зале "Россия" в г. Москве, на Центральном телевидении, затем представлял Россию на 2-м Всесоюзном конкурсе бальных танцев в г. Киеве. Танцевальному коллективу "Золушка" было присвоено звание Народного коллектива бальных танцев.

      Звездный состав коллектива: Галина Мусатова - руководитель, Мусатов Владимир танцующий тренер, ученики Лыков Сергей, Печенкин Игорь, Сметанин Борис, Салимов Евгений, Мальцев Владимир, Рахимов, Онищенко Дмитрий, Владимир Левченко, Сергей Злобин, Варфоломеева (Романенко) Лариса, Ирина Бузулукова, Наталья Онищенко, Дорохина Лариса, Наталья Лазарева, Татьяна Фирсова, Татьяна Чебурина, Марина Коврижных.


      - У кого вы учились еще, кроме Бельского и Павлова?

      - У эстонского мастера международного класса Ааре Орба, моих кумиров Людмилы и Станислава Поповых, его учеников Владимира Андрюкина и Игоря Кондрашова, мы брали у них платные мастер-классы. Я часто выезжал на спортивные соревнования и сборы в Москву, Таллин, Ленинград, со мной выезжала Галина, в свободное время мы танцевали, снимали на кинопленку мастеров международного класса. Не раз я специально летал на конкурсы "Рижскую осень", "Янтарную пару", где выступал Станислав Попов, был на его занятиях во Дворце Горького в Москве, на конкурсе у его учеников в знаменитой общеобразовательной школе Чеботаревых.

      - Лучшие танцоры вашего ансамбля?

      - У нас все были лучшие, но примой была Лариса Варфоломеева. Я следил за ее успехами в Киеве и Ленинграде. В паре со своим мужем Ю. Романенко она стала мастером международного класса, они были одной из лучших молодых пар Ленинграда. В 1981 году она помогала мне работать с моим новым ансамблем в танцзале кинотеатра "Октябрь".

      - Вы брали уроки у своей ученицы?

      - Учитель часто становится учеником своего выдающегося воспитанника. Лариса была в эпицентре развития бального танца. В начале 80-x годов она вернулась в Озерск вместе с мужем, супруги Романенко возглавили ансамбль "Золушка", когда Мусатова Галина уехала в Челябинск.

      - Вы участвовали в грандиозном концерте в Москве?

      - Да, в концертном зале "Россия". Лучшие ансамбли России, лауреаты зональных конкурсов дали концерт в лучшем зале Москвы. Я принимал непосредственное участие в исполнении латино-американской программы.

      Самый интересный момент произошел во втором отделении, когда огромный зрительский зал превратился в огромный танцевальный паркет. Все ансамбли участвовали в грандиозной дискотеке со зрителями. Форум снимали на телевидение, поэтому все ансамбли пытались попасть в объектив телекамеры, и сместились к сцене, в центре освободилось большое пространство.

      Мы захватили это пространство и танцевали нашу латино-американскую программу, не обращая внимания на телекамеры. На балконе в ложе находился представитель министерства культуры РСФСР Кудряков. Он пригласил нашего руководителя Мусатову Галину Борисовну и предложил нашему ансамблю выступить по Центральному телевидению.

      Это был интересный эпизод в нашей жизни. Московский балетмейстер, которому поручили с нами поработать перед выступлением, узнав, что мы из города, которого нет на карте, вдруг заявил:

      - А, вы оттуда, где медведи бродят? Не желаю работать с этим провинциальным ансамблем, неужели не нашлось ансамбля в Москве, ну, хотя бы в Питере?

      Я весело подмигнул Сергею Лыкову, и мы, крепко обняв балетмейстера с двух сторон под плечи, повели его вниз по лестнице.

      - Это вы меня куда? - испуганно прошептал маэстро.

      - Ну, конечно же, в шикарный Останкинский буфет, там вас ждет шампанское, икра и шоколад.

      - О, это другое дело, а вы, я вижу, борец, хватка у вас больно жесткая. Где освоили латину?

      - В Питере, дорогой маэстро, в Питере, и жена у меня оттуда, руководитель ансамбля, красивейшая женщина, сейчас подъедет из министерства культуры. Отличный руководитель!

      - Вот, вот и я говорю, отличный у вас ансамбль!

      - Ну, конечно, дорогой маэстро, чем мы хуже москвичей! Мы же все-таки лауреаты!

      - Да, и как это вы прорвались?

      - Увидите нашу программу, дорогой маэстро, сразу поймете.

      - Какой резонанс был в городе?

      - Скажу без преувеличения, мы не подвели наш Озерск. Вначале озерчане услышали интервью нашего руководителя Галины Мусатовой с корреспондентом радиостанции "Маяк", на следующий день появились снимки в "Комсомольской правде" ансамбля "Золушка", который выступает на сценах московских предприятий. Затем концерт в огромном концертном зале "Россия". Нас не могли не заметить. Ну, а сольное выступление по телевидению в Останкино поставило жирную точку на всю страну, и мы, единственный ансамбль в России, получили путевку на 2-й Всесоюзный конкурс в г. Киев. Все это происходило в мае месяце.

      - И что же, вы поехали в Киев?

      - Вначале российский отдел культуры при министерстве провел сборы на олимпийской базе в г. Подольске, где нас готовили к показательным выступлениям на 2-м Всесоюзном конкурсе. Сразу 18 человек из Озерска готовились, чтобы представить танцы России. Затем мы выехали поездом в Киев.

      В Киеве было много интересного, выступали в огромном спортивном Дворце. Очень забавно было смотреть на Сережу Кевефтегина, настоящего аборигена Корякского национального округа, который представлял танцы своего народа с миловидной партнершей, танцуя танец собственного сочинения "Вывенку". Он походил на матерого хищника и парил над своей милой партнершей, словно хотел ее схватить и унести в небо.

      Политики требовали показать миру танцы народов Советского Союза, мы, к примеру, должны были показать танец педагога из Ингушетии "Тройку", имеется в виду, гоголевскую птицу-тройку. Мы лихо носились по паркету и танцевали русскую тройку с кавказским акцентом. Получили диплом 2 го Всесоюзного конкурса бальных танцев.

      В Киеве с показательной программой танцевали лучшие пары СССР - лауреаты 1-го Всесоюзного конкурса бальных танцев. Великолепно танцевали пары международного класса из Прибалтики: Чесловас и Юрате Норвайши из Риги, супруги Камайтис из Каунаса, супруги Симоновы и супруги Давидовские из Ленинграда.

      Показывали свое искусство пары из Европы: чехи, поляки, немцы и румыны. Мне очень понравилась пара из Чехословакии - супруги Новачек. Их танец "Формулу" мы с удовольствием танцевали впоследствии на вечерах.

      Конкурс проводился между сильнейшими парами Советского Союза. Лауреатами стали 10 пар. Лучшими из лауреатов, были признаны наши кумиры и учителя Станислав и Людмила Поповы из Москвы.

      В Киеве я встретился с моим первым учителем Д. М. Бельским, он участвовал в работе жюри. Грустный нюанс произошел в кафе, когда мы вспоминали былые годы, проведенные вместе в Ленинграде. Постаревший балетмейстер вдруг положил голову на плечо моей супруге и грустно проговорил: "Ребята заберите меня в ваш таинственный город, а то мне в Ленинграде больно одиноко, я уже там никому не нужен!"

      Для меня это было потрясающим открытием. Он - один из первых, кто начал работать по стандартной программе Алекса Мура. И вдруг замечательный учитель, тонкий знаток техники международного танца, стал никому не нужен. Такова дикая проза жизни в огромном Российском государстве.

      - Как ансамбль Золушка выступал далее?

      - В 1977 году мы блестяще выиграли областной конкурс ансамблей, визитной карточкой нашего ансамбля был танец "Карате".

      - В чем основная причина успеха ансамбля?

      - У ансамбля был талантливый руководитель Мусатова Галина Борисовна, которая умело отстаивала свой ансамбль в самых высоких инстанциях. Тренер, прошедший школу талантливого балетмейстера Бельского. Сильный соратник в лице нашего друга, челябинского балетмейстера Плотвинова Вячеслава. Руководство ДК "Маяк", завкома химкомбината "Маяк" создали условия для нашего коллектива почти идеальные. И это на фоне непростого отношения к бальному танцу в стране в целом. А главное интересный красивый, модный коллектив молодых юношей и девушек.

      Тренировались ежедневно, иногда до двенадцати часов ночи, доводили программу до автоматизма, как в спорте. И еще психологическая подготовка была на высшем уровне.

      - Значит, у вас все сложилось идеально?

      - К сожалению, нет, очевидно, идеально в жизни не бывает. В 1980 году наши пути с Мусатовой Галиной Борисовной разошлись, и я теряю связь с ансамблем и с ДК "Маяк". Создаю свой ансамбль, тренируюсь и работаю в прекрасном танцевальном зале кинотеатра "Октябрь". Студия танцевальной аэробики, которую я создал, была сравнима только с нашей школой дзюдо, в студии иногда было более 100 человек разного возраста, я ежедневно танцевал на диске по несколько часов.

      Началась перестройка, в 1993 году закрыли нашу знаменитую ДЮСШ СК "Гранит", многое разрушалось в те годы, я ушел в сферу бизнеса, прекратил свою деятельность в танцах. Началась самая настоящая борьба за выживание.

      В 1994 году меня пригласили на 25-летний юбилей "Золушки", но уже в ДК "Строитель". В честь двадцатипятилетия ансамбля "Золушка" был устроен грандиозный концерт. Из Москвы прибыл Станислав Попов и его четверка танцоров, которые показали великолепную композицию. Новые руководители "Золушки" супруги Гвоздевы, пара международного класса, мои коллеги по танцевальному паркету, подготовили отличную программу. Выступал ансамбль "Золушка" и ученики Гвоздевых из Челябинска.

      Я был покорен выступлением пары Гвоздевых, восхитительно танцевала их дочь, понравились композиции молодого тренера Пантюхина, другие молодые, незнакомые мне пары, мне оставалось только сожалеть о том, что жизнь струится, словно песок сквозь пальцы.

      Я встретился с большей частью нашего звездного лауреатского состава. Очень жаль, что мастера международного класса супруги Романенко в это время уже уехали в Ленинград.

      Супруги Сметанины стали преподавателями танцев, создали свой спортивно-танцевальный коллектив.

      Приятно было встретиться с великолепными балетмейстерами, моими друзьями из Челябинска Вячеславом Плотвиновым, Удодом и замечательным мастером международного класса Хайсаровым. Слава Плотвинов, по праву заслуживает особой благодарности, это он нивелировал программу нашего ансамбля перед 5-м Всероссийским конкурсом, за что ему огромное спасибо.

      Станислав и Людмила Поповы поддержали нас в Москве, все ребята вспоминали об удивительном занятии под руководством Станислава Попова. Людмила вела тренировку, и мы уже тогда в 1975 году усвоили высшую пластику работы рук, корпуса, ног. Это было великолепное занятие, вернее, тренировка длительностью более шести часов.

      Бурные годы в бизнесе пролетели так стремительно, что мне даже не верится, что прекрасной "Золушке" уже сорок лет, ну а школе современного танца, которую заложили в 1961 году супруги Владимир и Галина Мусатовы, и того больше - 49 лет, фантастика.

Фото автора


Источник: Мусатов, В.С. Из воспоминаний [Рукопись]