"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Персоналия

вернуться назад

Ю. Елфимов
МОЙ ГОРОД, НАШ ТЕАТР - МОЯ ГОРДОСТЬ И ЛЮБОВЬ

      1965 год... В музыкально-драматическом театре имени Горького - настоящий праздник. Да и не только в театре. Весть из Москвы моментально облетела весь город. А сообщение гласило, что ведущей актрисе театра Вере Ивановне Ефимовой присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

      Это был своеобразный праздник всех работников культуры города. Да и жители города отнеслись к этому с пониманием и одобрением, так как знали и любили Веру Ефимову по многочисленным спектаклям, в которых она почти всегда играла главные роли.

      Появились поздравления - молнии в вестибюле театра, в здании горисполкома, поздравления коллег по театру, отдельных знакомых и незнакомых лиц - с цветами и без них, - различных организаций города...

      Что ж, Вера Ивановна принимала поздравления, благодарила, но все-таки в душе была явно удивлена. Оказывается, у нее столько поклонников и почитателей ее игры! И никогда бы не подумала и не узнала об этом, если б не присвоение почетного звания. Даже не верилось, что такое случится, что такое возможно. Это довольно редкое явление в театрах больших городов, а уж в небольшом городе, к тому же в закрытом...

      Но случилось. Спустя годы, Вера Ивановна вспоминала: "Прибыла я в город 6 июля 1958 года. И сразу - в театр, в зал, на репетицию. Первое чувство: слава Богу, это же настоящий театр. Какие актеры!"

      А в городском театре, куда прибыла на работу актриса, играли, действительно, талантливые люди.

      Некоторые из них, годы спустя, получили высокие звания. В спектаклях же в первое время ее работы, да и после, были заняты В.В. Оссовский, И.А. Башков, Б.И. Коганов, К.С. Ливанов, В.Н. Митрофанов...

      С первых месяцев пребывания в "сороковке" В.Ефимовой понравился и город, и театр, и его коллектив. Как она ныне вспоминает, город показался чистым, ухоженным и аккуратным, да и по архитектуре каким-то необычным. "Словно какой-то солнечный волшебный городок предстал передо мной. Словно попала в мир иной...".

      Было чему удивляться и радоваться, если перед приездом ей столько наговорили о "сороковке"! И что зона жесточайшая - никогда не выехать обратно, и что город под землей, и много - много всякого прочего.

      Поехать - поехала, но дочь все-таки в город не взяла. Мало ли чего... Дочь приехала уже потом, несколько лет спустя.

      Первую свою роль в городе Вера Ивановна Ефимова сыграла в пьесе Когоута "Такая любовь". Это была роль Лиды. Ее партнером по главной роли был артист Борис Коганов. Что ж, начало оказалось неплохим, спектакль прошел успешно, и это, конечно, заметил главный режиссер и тогда постановщик спектакля Я.С. Хамармер. Не только заметил, но и "благословил" эту пару на долгую актерскую жизнь. Как судьбу партнеров - на многочисленные дальнейшие спектакли.

      Хамармер за короткий период работы в театре поставил несколько интересных спектаклей, в том числе "Угрюм реку" по роману В.Шишкова. В этом спектакле роль Петра Громова играл Б.Коганов, роль его жены Нины - Вера Ефимова. По динамическому напряжению это был трудный спектакль - драма. Но Вера Ефимова выдержала это напряжение и тем самым закрепила свое положение ведущей актрисы. А сам спектакль настолько привлек зрителей, что ставился в течение десяти лет и выдержал (в том числе и в других городах) двести постановок. И в течение этого времени большая часть исполнения главных ролей ложилась на Б. Коганова, В. Ефимову, В. Митрофанова... Это была игра актеров - настоящих мастеров сцены.

      Второй важной и ответственной работой в жизни Веры Ефимовой была роль комиссара в спектакле В.Вишневского "Оптимистическая трагедия". Старожилы Озерска прекрасно помнят актрису в этой роли, ее роль женщины-офицера среди матросов и офицеров флота. И здесь актриса выдержала без страха истинно мужской характер на протяжении всего спектакля - как и было задумано по ходу пьесы. Так безукоризненно правдиво, изысканно, а точнее даже - совершенно "по-земному" сыграть роль морского офицера Вере Ивановне помогла многолетняя работа в военном театре Северного флота Мурманска и на военной морской базе Роста. Там военные моряки и офицеры были ее зрителями и поклонниками в театре, с ними она плавала на кораблях вдоль пограничной зоны, выступала со спектаклями и концертами. Вот откуда появился потом настоящий комиссар в "Оптимистической трагедии" Вишневского.

      Кстати, в Мурманске за исполнение главной роли в спектакле "Не называя фамилии" Вере Ивановне Ефимовой, по ходатайству командования Северного военно-морского флота, были вручены от имени правительства золотые часы с бриллиантами.

      Но вернемся в Озерск. В последующие годы было много разных спектаклей из русской и зарубежной классики, современных авторов. Среди них - "На дне" Горького, "Дядя Ваня" и "Три сестры" Чехова, "Поздняя любовь" и "На бойком месте" Островского... И почти во всех спектаклях Вера Ивановна играет главные роли.

      К этому времени театр вновь был переоформлен в драматический и получил возможность выезжать на гастроли в открытые города. Да это требовалось и по трудовому финансовому положению, которое складывалось в театре.

      Главным режиссером театра вскоре был назначен Б.В. Гутников. Ныне Вера Ивановна с большой теплотой и уважением вспоминает его режиссерскую работу. Мало того, называет одним из лучших. За период своей работы Гутников поставил 15 спектаклей, и в многих из них Вера Ивановна играла главные роли. И не потому, что она уже имела звание "заслуженной", а потому, что он знал и видел ее возможности, характер, способность сыграть ту или иную роль. Верил в нее, как в настоящую актрису, которая в любом положении и при любых обстоятельствах сыграет и, если надо, "вытянет" роль, но не подведет. Спектакли с участием Ефимовой редко обходились без аншлагов. Напомним, что во многих спектаклях с Верой Ивановной играл Борис Коганов. Она и сегодня при встрече говорит: "Это был многолетний партнер на сцене. Но по ходу действия пьесы часто изменял... Такие уж ставились пьесы".

      Ну а потом у Веры Ивановны были спектакли в постановке Гутникова "Характеры" В. Шукшина, "Вечно живые" В. Розова, "Протокол одного заседания" А. Гельмана...

      В начале 80-х годов в театре выдвинулась талантливая молодежь. Б.Н. Гусева, Б.Ф. Конный получили звание "Заслуженных артистов РСФСР". К тому времени И.А. Башков, В.И. Ефимова и некоторые другие считались уже актерами старшего поколения. Но именно о них на гастролях в Си-бири газета "Красноярский рабочий" писала: "Это люди удивительной работоспособности, добросовестности и высочайшего профессионализма. Так могут только играть актеры, которые переносят сцены и действия спектаклей через свою душу, через свое сердце. А это не так просто...".

      Спектакли шли одни за другим. Вера Ивановна играет Ивонну в пьесе Ж. Кокто "Трудные родители", роль Таннибеке в пьесе М. Карима "В ночь лунного затмения"... А такие роли, как тети Тони в спектакле "Проснись и пой", Мурзавецкой в спектакле "Волки и овцы", остались незабываемы у зрителя, до сих пор их вспоминают, о них спорят. И во многом это благодаря блестящей и запоминающейся игре В.И. Ефимовой.

      Не нужно думать, что у нее всегда все шло гладко. Это уже когда идет спектакль складывается впечатление, что и в жизни идет все также спокойно и размеренно. Каких только не бывало сложных ситуаций! В тех же отношениях с режиссерами и актерами. А ведь репетиции, как и спектакль, требуют единого отношения или мнения к игре и воплощению образа героя или героини пьесы целиком или сцены из спектакля. Поэтому всегда должно быть взаимопонимание. А попробуй добиться этого.

      Ведь каждый актер - сам по себе художник, у него тот или иной взгляд на свою роль, он не может постоянно "приспосабливаться" к требованию режиссера. Да и режиссеров за годы работы театра сменилось более пятнадцати человек!

      Кстати, из режиссеров, как настоящих мастеров сцены, В.И. Ефимова называет А. Глекова, Я. Хамармера, А. Устинова, Т. Глаголеву (тогда - первую женщину режиссера, но Вера Ивановна называет ее самым интересным режиссером), Н. Воложанина...

      Перечислить всех по памяти ей довольно трудно. Но добрыми словами вспоминает и руководителей театра П.М. Левина, В.Д. Хайтина и, конечно, П.И. Случанко.

      Из последних ролей Ефимовой зрителям запомнились спектакли "Моя дорогая Памелла" и "Все уладится, бабка".

      В жизни Веры Ивановны, как у театра в целом, было много гастрольных спектаклей. География этих поездок обширна - от Алма-Аты до Свердловска, от Красноярска, Томска до Куйбышева и Волгограда, до Вологды и Москвы. В Москве, в 1982 году, В. Ефимова сыграла главную роль в спектакле "В списке не значился".

      Из актеров, кроме названных выше, В.И. Ефимова с большой теплотой вспоминает таких прекрасных исполнителей и партнеров, как В. Гаев, Б. Дружнов, В. Лясецкий, В. Азимов...

      Сколько всего спектаклей сыграла Вера Ивановна - сказать трудно, но за годы работы в театрах Северного военного флота и Озерска она сыграла около 150 ролей. Надо только представить, сколько это отняло сил, здоровья и напряжения творческих сил! А сколько человеческих жизней она пережила своим внутренним миром, перевоплощаясь из одной героини в другую. Это ведь не куклу переодеть. Каждая роль - это свой характер, свои эмоции, свой внутренний мир и человеческие переживания. Человек - актер забывает о настоящей жизни, он перевоплощается и уходит в спектакле на два-три часа в иной мир - мир своего героя.

      Все это трудно, тяжело, все держится на нервах, как на спусковом крючке. Но актер доволен - он все делает для зрителей, для поклонников и почитателей.

      К сожалению, когда-то это все кончается. Наступает предел. Человек отдал самого себя сцене, а значит - людям. Это высокое напряжение выдерживают не все актеры. Сколько их таких, поистине великих, отдали последние силы сцене еще довольно молодыми: И. Смоктуновский, О. Ефремов, В. Шукшин...

      Творческая ли работа или другие факторы, но у Веры Ивановны Ефимовой в прошлом году случилась беда: падение, перелом бедра, перенесла операцию. Начались осложнения. Да и диабет. Теперь она дома, плохо с ногами, не обходится без помощи людей.

      Полулежа на подушке, рассказывая о себе, она вроде бы про себя, но говорит так, что я слышу:

      - Всегда чувствовала себя прекрасно. Да и вся жизнь была в движении, в эмоциях, на сцене. Никогда не думала, что окажусь в таком положении...

      Одной было бы совсем плохо, но есть же доброта в людях. Заведующая отделом социальной защиты населения Л.И.Корчак закрепила к ней для помощи и присмотра, по хозяйственным и медицинскими делам, двух женщин. Какое благо для больной актрисы! Ходят поочередно: что-то сварят, приберут по дому. Как Вера Ивановна благодарна им за это.

      А помощь В.И. Оруджевой... В.И. Ефимова и слов не находит, чтобы сказать всем спасибо. Врачам, медсестрам...

      Приходят, звонят друзья, знакомые и даже поклонники ее таланта. Она вспоминает, что много времени отдала школам города. Выступала перед ребятами десятки, сотни раз со специальными программами по культуре и работе, иногда исполняла небольшие сцены из спектаклей...

      Но то - было. И осталось только в воспоминаниях. Как сообщили (по секрету, на ухо, только мне) ее помощники из отдела соцзащиты: работники гороно об этом забыли. Как забыли и то, что она, актриса В.И. Ефимова, вообще где-то существует. Сама она об этом не говорит. Она вообще человек очень скромный, ни на кого не в обиде. Просто она - действительно человек духовно мужественный.

      Н.А. Хортова, давняя знакомая В.И .Ефимовой, по телефону сказала мне:

      - Вы знаете, Вера Ивановна - мужественный и сильный человек. Я ее прекрасно знаю. И представляю, как ей сейчас трудно: и физически, и духовно. Не только оторваться от сцены, от коллектива - это тоже для нее очень больно, но слечь в постель, практически без возможности ходить. Нужна великая сила, чтобы преодолеть это. А для нее мы готовы сделать все.

      А пока Заслуженный артист России немного с грустью посматривает на лекарства: вот-вот кончатся... Но в целом взгляд добрый. Да и глаза какие-то светящиеся. Эти глаза загораются каким-то особым светом, когда речь заходит о театре и актерах. На прощание она, приподнявшись на подушке, сказала мне:

      - А знаете, я еще буду играть на сцене, вот увидите. Отойду только вот от своих болезней немного. Передайте людям - пусть ходят на все премьеры. И благодарю всех, кто обо мне помнит.

      И благо. Всем бы людям такая вера и уверенность. И сразу подумалось: "А почему же такой мужественный человек, заслуженный артист, столько сделавший для культуры Озерска - до сих пор не почетный гражданин нашего города? Справедливо ли это?"



Источник: Елфимов, Ю. Мой город, наш театр - моя гордость и любовь / Ю. Елфимов // Камертон. - 2000. - 8 декабря. - С. 8-9.