"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Медицина. Здравоохранение

вернуться назад

Т. Дакука

НЕОТЛОЖКА

      Сцена, которую я наблюдала в одном из рейдов с сотрудниками ППС, стоит перед глазами до сих пор. От входной двери в комнату тянулась цепочка капелек крови. На полу сидел мужчина с разбитой головой: он то стонал, то принимался страшно ругаться, не стесняя себя в выражениях. Пока милиционеры разбирались, что произошло, а я вжималась в стенку, стараясь не оказаться в гуще событий, подоспела бригада «Скорой помощи». Две женщины в белых халатах сориентировались мгновенно. Минут через пять раны были обработаны и перевязаны, а сам пострадавший поехал в приемный покой. Медиков не испугали ни его попытки сопротивляться, ни возмущенные крики – они делали свое дело. Написать о людях, спешащих на помощь в самые тяжелые мгновения, решила еще тогда. А теперь такой повод. 3 октября службе «Скорой помощи» в Озёрске исполнилось 55 лет.

      Сегодня служба озёрской «скорой» (коллектив – 100 человек) ютится на первом этаже небольшого здания. Места катастрофически не хватает. Коллектив работает двенадцатичасовыми сменами: день, ночь, отсыпной, выходной, а людям элементарно негде отдохнуть, и это при том, что профессия врача «Скорой помощи» считается одной из самых сложных. После интернатуры – два месяца обязательной спецподготовки – и только потом получение заветного сертификата, а каждые пять лет – курсы переподготовки и повышения квалификации. Врач «Скорой помощи», отправляясь на вызов, не знает, что его ждёт. Он обязан иметь широкий кругозор, уметь быстро сориентироваться в ситуации и без анализов и дополнительных обследований поставить первоначальный диагноз. По статистике, врачи «Скорой» ставят до 1000 диагнозов.

      Руководит озёрской службой «Скорой помощи» Надежда Михайловна Маркина. Несмотря на то, что служба – это подразделение ЦМСЧ-71, на плечах миловидной женщины – все хозяйственные дела, вопросы оснащения аппаратурой и медикаментами, укомплектование ответственными и высокопрофессиональными кадрами. А нехватка врачей, как известно, – одна из главных проблем современной медсанчасти. И если фельдшеры, чтобы попасть на «скорую», выстраиваются в очередь, то восемь врачебных ставок сегодня вакантны. Специалистов нет. Приходится Надежде Марковне брать по совместительству медиков других специальностей.

      В среднем на пульт диспетчеров «Скорой помощи» в сутки поступает около 100 заявок. Самые «горячие» часы – с шести вечера до двенадцати. На это время и выходят на работу совместители, выводятся на линию дополнительные машины.

      Водителей «скорой» направляет МП «УАТ», но со временем они сами становятся немного медиками и всячески помогают своим бригадам. Хорошо, если врач-мужчина, их сегодня в «Скорой» больше половины. А если женщина? Вот отправляется на вызов команда прекрасного пола (в службе лишь один фельдшер – мужчина). Никаких разделений здесь не существует. Бригады выезжают на вызовы по очереди. И речь не о поездках к дебоширам - тогда врачи работают совместно с милицией. Разговор о тяжёлых случаях, когда больного надо на носилки переложить, спустить по узким лестничным проходам «хрущёвки» и доставить в больницу. Вот в этих случаях водители – самые главные помощники. Многие проработали в этой службе десятилетия и досконально знакомы со всеми тонкостями перевозки больных. Неслучайно водителей считают здесь «своими».

      Помимо хозяйственных и организационных дел, огромный пласт работы Надежды Михайловны – контроль за лечебным процессом. Все истории болезней одному человеку проштудировать не под силу. Но все тяжелые случаи, повторные вызовы Надежда Михайловна обязательно проверяет, рассматривает действия своего коллектива в каждом конкретно взятом случае. Ведь, в первую очередь, Н.М. Маркина – врач. А своим сотрудникам она всегда желает: – Профессионализма в работе, побольше благодарных пациентов, достойной оплаты труда и непременно здоровья.

      Хотя, как показывает практика, сапожник остается без сапог: врачи «Скорой» – поголовно гипертоники, сказываются ночные дежурства, да и до язвы многим недалеко – «перекусы» вместо полноценных обедов дают о себе знать. А целенаправленно их никто не оздоравливает – путевки к морю или элементарно в Центр здоровья не по карману. Финансируется служба только из городского бюджета на приличном уровне. Только в этом году на закупку оборудования было выделено 300 тысяч рублей.

      В «Скорой помощи» сможет работать не каждый медик – здесь нужны особые качества. Но те, кто выдерживает ритм, остаются надолго. З.П. Корнилова, Л.Е. Сильвестрова, А.С. Евдокимова работают в «Скорой» по нескольку десятилетий! Сразу после института попала сюда по распределению Любовь Васильевна Кадочникова. Теперь, по прошествии 33 лет, она старший врач смены, иной работы себе до сих пор не представляет.

      Конечно, «Скорая» сегодня и 33 года назад сильно отличаются: тогда и аппаратуры такой не было, и в смену выходили всего два врача и один фельдшер против сегодняшних четырех укомплектованных бригад и двух самостоятельно выезжающих на несложные случаи фельдшеров. Вызовы тогда принимались по телефону, а сегодня всё компьютеризировано.

      А вот отношение людей к врачам сильно изменилось. Раньше «скорую» встречали у подъезда, провожали медиков в квартиру. Сегодня зачастую медикам самостоятельно приходится бороться с железными дверьми на подъездах, в квартирах искать место, куда пристроить верхнюю одежду, на это уходит драгоценное время. Многие молодые люди вообще относятся к врачам по принципу: это ваша обязанность помогать людям, так что терпите. Хотя все люди разные.

      Интересуюсь у Любови Васильевны, как себя должны вести родственники, чтобы не мешать врачу:

      – Оставаться по возможности спокойными. Не нервировать ни больного, ни медиков. Иногда же родственники так себя ведут, что приходится их в другую комнату выгонять.

      – Врачу «Скорой помощи», наверное, в первую очередь, приходится учиться не принимать близко к сердцу чужую боль?

      – Знаете, а иначе нельзя. Работа заставляет нас отбрасывать плохое. Если всё принимать близко к сердцу, долго не выдержишь. Говорят, что у врача «Скорой» работа тяжела физически, как у шахтёра, а эмоционально, как у актера. Это так и есть. Потаскайте-ка наши чемоданчики с этажа на этаж – и вы поймете, какие у нас нагрузки. А когда видишь, что человек уходит из жизни и его уже не спасти, надо держать себя в руках и до конца стараться сделать всё возможное. Хотя полностью отстраниться всё равно не удаётся, спокойствие наше наносное, внешнее. Иногда приедешь с вызова и всё думаешь: правильно ли, что в больницу не отправила? На следующую смену выйдешь, первым делом проверяешь, не было ли повторного вызова.

      Врач «Скорой помощи» – это всё-таки призвание. Им невозможно стать – не помогут ни теория, ни практика. Им надо родиться – уметь организовывать работу, вовремя ориентироваться в ситуации, в считанные секунды принимать единственно верное в данный момент решение и иметь мужество брать ответственность за жизни других людей.


Источник: Дакука, Т. Неотложка: 3 октября 2003 года службе «Скорой помощи» в Озёрске исполнилось 55 лет. / Т. Дакука // Озёрский вестник. – 2003. – 8 октября (№ 141). – С. 1-2.