"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

Л. Кошелева

ОСТРОВ ВЕЗЕНИЯ

      НАШ ГОРОД расположен в центре древних уральских культур. Об этом свидетельствуют множество находок, возраст которых насчитывает 2,5 тысячи лет... Наверное, поэтому давно назрела необходимость создать в Озерске муниципальный археологический музей "Иртяшские городища". Специалисты мечтают не только демонстрировать экспонаты, но и возродить элементы древней культуры. Музей, считают они, объединил бы людей различных интересов, дал бы новый толчок в развитии мировоззрения, наконец, стал бы главной достопримечательностью, изюминкой города. Познакомиться с археологическими находками я отправилась к месту событий. Мне повезло: я сделала в тот день много открытий.

      День для поездки на Большой Семеновский остров, прямо скажу, я выбрала неудачный. Ветер горстями бросал не по-летнему холодный дождь то за воротник, то в лицо. Более или менее, я отогрелась в недрах сторожевого катера, быстро и аккуратно доставившего меня на землю, куда ступала лишь нога археолога. (Гости не в счет). Вернее, не одного археолога. В раскопках древнего городища принимают участие 7 человек.

      Меня будто ждали: со стула, установленного на краю скалы, обрывающейся в озеро, поднялся светловолосый, светлоглазый, светлобородый археолог Антон и после недолгой приветственной церемонии повел куда-то вглубь острова. "Глубь" оказалась совсем не глубью - островок-то крохотный, но травяные заросли, через которые пришлось идти, внушали уважение. От поляны, где я оказалась, веяло такой сверхромантикой, что не предложи мне ребята чай, я бы сама напросилась, лишь бы посидеть возле умело оборудованного костровища, делавшего поляну уютной и домашней, у вбитого в землю стола, на котором по-хозяйски расположились кружки, чашки, банки с вареньем из боярышника. Антон в считанные минуты соорудил костер, и горячие языки пламени стали жадно лизать дно и бока прокопченного походного чайника. Я как будто попала в хорошо спетый профессиональный хор, где у каждого своя партия, и он доводит ее до конца, не сбиваясь и не теряя голоса. Чайник пел свою песню, прибрежные волны - свою, низко круживший ястреб - свою. Археологи Антон и Маша пели дуэтом. И каждая взятая кем-то из двоих нота говорила о любви. Дождь выводил свой нудный мотивчик. И все было стройно, гармонично, закономерно. Природа и люди, люди и время, время и история. С историей же этому острову повезло необычайно. Об этом мне рассказал Антон Наумов:

      - Здесь сразу было видно вал, стену, ров, жилищные впадины. Вот на этой площадке, которую "прирезали" вчера, мы раскопали край обрыва, обнаружив каменную кладку, вероятнее всего стену, защищавшую от ветра, от стрел. С таким обилием находок мы еще не встречались. Вообще в округе найдено множество памятников иткулъской культуры, например, на Втором иртяшском мысу. Но это место просто изобилует керамикой, дроблеными и целыми костями животных. Несколько коробок с найденными нами изделиями мы отправили в город. Самое интересное, конечно, оставили здесь: костяные и железные наконечники, грузила, прясла, навершия кинжала, пояса, лука; стеклянную бусину, ножи, множество различных сосудов.

      Молодой археолог водил меня от площадки к площадке, показывая необычные находки:

      - Вот развал печки. Для наглядности мы не стали ее сносить. Печки здесь складывали из глины (смешанной с илом или какими-то растительными остатками), которую после сушили на солнце. Получался кирпич-сырец квадратной или округлой формы. Из него выкладывали купол печи, обмазывали глиной. Печи, по всей видимости, служили для того, чтобы отлитый из руды металл разогреть для последующей обработки. То есть отливать наконечники стрел, ножи, украшения. Мы нашли три литейные формы под наконечники. А вот эта стеночка - край жилища. Самое удивительное: мы раскопали 5 печей, стоящих в ряд с запада на восток и "смотрящих" в сторону озера. Мы долго ломали себе голову: для чего? Для естественного поддува господствующих западных ветров? Для удобства? Причем печи сооружены долговременные, а не разового использования. Это навело на мысль, что здесь размещалось иткулъское племя, занимавшееся плавкой металла, его экспортом в сопредельные территории. В округе в то время (2,5 тысячи лет тому назад) металлургия находилась в зачаточном состоянии... Но мы находим металл в таких объемах! Это настоящий клан, занимавшийся металлом. В обмен на металл древним поселенцам острова доставляли еду, скот, шерсть, предметы обихода, украшения. Об этом говорит и найденная здесь нами стеклянная бусина. Ведь изделия из стекла тогда привозили из Средней Азии, с Причерноморья. Это же 2-3 тысячи километров отсюда!

      Уточню, о каком времени идет речь. Ранний железный век - по археологической терминологии, конец 6-4 века до нашей эры. Данное поселение существовало достаточно долго, если судить по почве.

      Почему ставились городища на мысах? Непонятно: ведь холодно, лес далеко. С другой же стороны - круговой обзор. Кроме того, обитатели городищ и здесь, и на Втором мысу, и на месте беседки Курчатова постоянно видели друг друга, могли обмениваться какой-то информацией.

      Настоящее городище небольшое, чуть больше 1000 кв метров. По нашим оценкам, здесь могло жить не более 100 человек. То место, которое мы раскопали, представляет собой рабочую часть городища. Но ведь где-то люди жили, рождались и умирали? Остров таит в себе еще много загадок. Недавно в густых зарослях малины мы неожиданно обнаружили несколько больших обработанных камней - вероятно, остатки древней стелы. Все это нужно откопать, очистить, проверить, сравнить, сделать заключение...

      Археолог - профессия, конечно, романтичная. Если закрыть глаза на то, что главным инструментом его являются лопата и совок, что работать под открытым небом хорошо только тогда, когда пригревает солнышко. В этом же году лето кончилось рано. От воды и земли тянет холодком уже сейчас, в первой половине августа. И тем не менее для супругов Наумовых - Антона (археолога, недавнего выпускника Челябинского университета) и Маши (по специальности педагога-историка, а по призванию археолога) - жизнь на острове - сплошное везение. И по количеству находок, и по обилию рыбы, тишины, звезд.

      Обитатели острова (кроме них, во время моего пребывания на Большом Семеновском находился еще студент-историк из УрГУ Паша. Остальные уехали по делам в Озерск) не отпустили меня, не покормив рисовой, с тушенкой и дымком, кашей. Вкуснотища! Я в какой-то момент подумала: "Эх, бросить бы все и махнуть, забуриться вот на такой остров. Звезды считать. И чтоб везло!"

Фото В.ОКУЛОВА.
НА СНИМКАХ: инспектор по охране природы отдела главного архитектора города А. Гаврилюк;
находки о. Большой Семеновский.



Источник: Кошелева Л. Остров везения: [Археологические находки на о. Большой Семеновский] // Озерский вестник. - 1996. - 21 августа. - С. 2.