"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске | |
История | |
вернуться назад
|
|
Совсем недавно наши ветераны отмечали 55-летие Южно-Уральского управления строительства, а сейчас приближается и главный из юбилеев – 55-летие города Озёрска и ряда его городских учреждений, предприятий и организаций. Отмечаются эти замечательные даты по-разному: шумно и бурно, тихо и скромно. Но в любом случае они всегда вызывают воспоминания о прошлом, о людях, о пережитом, каким бы оно ни было, – счастливым, тяжелым, трудным или легким. И, к сожалению, иногда трагическим. Всякое бывало и в истории нашего прекрасного родного города. Первопроходцы, создатели Озёрска и его главного градообразующего ПО «Маяк», вспоминают давние годы своей далеко не легкой работы в Озёрске как период труда – творческого и, без преувеличения, героического. А значит – счастливого... В том числе и годы так называемого «деревянного века» Озёрска! К сожалению, все меньше остается в наших рядах людей из тех, кто был самым первым из заложивших первый камень в строительство будущей «сороковки» и «Маяка». Как говорится, «иных уж нет, а те далече...» Естественно, вместе с ними уходят и их воспоминания о прошлом. Сегодня, например, немногие из озерчан, особенно из нынешнего молодого поколения, знают, каким же был этот «деревянный» век нашего нынешнего красавца-города. Города, в котором когда-то большинство из первопроходцев жили в деревянных бараках, деревянных «юртах» (существовала тогда и такая типовая конструкция, в которой жили, в основном, «указники»). Начиная с 1956–1957 гг., наш автотранспорт возил на грузовых машинах не только стройматериалы, но и людей – на «коломбинах», по деревянным лежневым дорогам. По деревянным тротуарам люди ходили в больницы, школы, столовые, магазины, тоже деревянные. И только наша «дорога жизни» – от станции Кыштым до разъезда «А», – построенная в течение 3-х месяцев (февраль – март – апрель 1946 г.), была железной. Но даже мост через реку Угрюмовку (он запроектирован автором этих строк) был на деревянных сваях, с перекрытием пролетов металлическими балками. Этот путь эксплуатируется и сегодня, хотя упомянутый мост через речку Угрюмовку давно заменен на железобетонную конструкцию. Построенные в ту пору «лежневки» сыграли исключительно важную роль для скорейшего строительства города и комбината. Они обеспечивали возможность движения автотранспорта между всеми строящимся объектами промплощадки и города, а также и сообщение с близлежащими населенными пунктами – городами Кыштым, Касли, поселком Татыш и др. Их конструкция – простая: две колеи из бруса толщиной 80 мм, «пришитых» металлическими штырями в 10-12 мм к заглубленным в грунт шпалам из бревен в 200-250 мм. Понятно, какое огромное количество леса, металла потребовалось для устройства такого настила дороги. При интенсивном движении транспорта «лежневки» быстро изнашивались и поэтому требовали постоянного ремонта и восстановления. Для этой цели был создан специальный ДЭУ (дорожно-эксплуатационный участок), которым руководил в течение нескольких лет И.Я. Ермоленко. За полвека Озёрск постоянно расширялся, развивался и, скажем прямо, стал прекрасным. Обе его половины – малоэтажная «старая» и многоэтажная «новая» – по-своему хороши! Конечно, в двух словах, об этом не расскажешь. Но думаю, ко дню 55-летия Озёрска и нынешние ветераны, и молодое поколение горожан еще не раз оценят, каков сегодня наш родной Озёрск. Он этого заслуживает! Источник: Горст, О. Ф. Деревянный век Озёрска : [из истории города] / Горст О. // Пульс Озёрска. – 2000. – 3 ноября. – С. 13. |