"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
История

вернуться назад

О. ГОРСТ,
инженер,
заслуженный рационализатор республики

"TAК МЫ НАЧИНАЛИ"

      С большим интересом многие жители нашего города прочитали в газете "Озерский вестник" статью В. И. Шевченко "Атомный щит Родины". Но особое волнение и, конечно, шквал воспоминаний, эта статья вызвала у ветеранов города, у первопроходцев нашей отрасли промышленности. У тех, кому было суждено заложить первый камень в строительство будущего уникального производственного предприятия и нового, как тогда принято было говорить, соцгорода.

      Сейчас профессиональные праздники принято отмечать более скромно. Может быть это и правильно. Но некоторые "прогрессивные" деятели предлагают их совсем отменить. Думаю, это неверно. У каждого труженика и делового человека должна быть своя профессиональная гордость. Гордость за работу, которой он посвятил свою жизнь. Потому в преддверии Дня строителя нельзя не вспомнить о первопроходцах - строителях и монтажниках.


      ...СУРОВОЙ и холодной зимой 1945 -1946 года встретил нас седой Урал. Встретил отсутствием жилья, проезжих дорог, энергетической базы, нехваткой продуктов питания!.. Словом, кругом сплошные "отсутствия".

      Но у наших первопроходцев зато было и одно очень важное "присутствие" - огромный энтузиазм людей, желание работать в полную меру своих сил, не считаясь ни со временем, ни с любыми подстерегавшими нас на каждом шагу трудностями.

      Уже в середине февраля 1946 года эшелон за эшелоном на площадку стали прибывать военные строители. Это были солдаты - участники Великой Отечественной войны. Большинство из них были в обмотках и стоптанных дорогами войны сапогах, в потрепанных бушлатах. По тем или иным причинам им еще не подошел срок демобилизации, который они ждали с нетерпением. У них не было профессии строителей, но, соскучившись по мирному труду, они в короткий срок освоили специальности землекопов, плотников, дорожников.

      Работали добросовестно и с пониманием дела. В срочном порядке были построены палаточные городки для жилья, а на трассе железной дороги от станции Кыштым до стройплощадки раздавались уже первые взрывы мерзлого скального грунта, а также звон ударов кувалд о железные клинья для рыхления грунта и устройства земляного полотна железной дороги.

      Перемещение грунта из выемок в насыпь производилось преимущественно ручными вагонетками по временным узкоколейным путям либо тачками по деревянным "покатам". Днем и ночью на трассе горели костры - для оттаивания мерзлого грунта, обогрева рабочих, подогрева пищи.

      Ни бульдозеров, ни другой дорожно-строительной техники практически не имелось (первые бульдозеры на стройке появились лишь летом 1948 года).

      Техперсонал стройки, в основном, был размещен на частных квартирах в г. Кыштыме, частично - в палатках на трассе железной дороги или на будущей промплощадке. На работу и с работы добирались на грузовых машинах - "коломбинах" (так назывались грузовые машины ЗИС-5 с фанерными будками). Проезды для этих машин очищали от снега тракторами с прицепными "утюгами" - деревянными угольниками.

      Конечно, при таких условиях люди вечером возвращались с работы обычно не ранее 8-9 часов, а утром в 7 часов все начиналось сначала.

      Вот в таких условиях и была построена в исключительно короткий срок первая наша "дорога жизни" - ветка от г. Кыштыма до разъезда "А" (ныне станция Сортировочная), ставшая затем центральным приемным пунктом и складом всех основных стройматериалов - кирпича, цемента, леса.

      Эта дорога была открыта для движения поездов 30 апреля 1946 года. А следующий день - 1 Мая - был объявлен первым выходным днем на стройке. В этот период уже началось и бурное строительство на месте будущего города и промплощадки, а также линий электропередач, водоснабжения, временных котельных (из списанных старых паровозов) и других объектов.

      С наступлением лета 1946 года на стройку стали прибывать все новые эшелоны военных строителей. Из Челябинска был направлен значительный контингент бывших трудармейцев - немцев, строивших во время войны Челябинский металлургический завод. Это были, как правило, опытные специалисты - строители и монтажники, которых немедленно задействовали на возведении основных объектов промышленного и гражданского назначения.

      В это же время по путевкам обкомов партии из многих городов страны к нам стали приезжать специалисты самых разным профессий: высококвалифицированные строители, монтажники, работники эксплуатации оборонных заводов. Многие из них на первых порах были шокированы тяжелыми условиями нашей жизни и работы, а также спецификой вступавшего тогда в свои права особого режима зоны строительства. Однако большинство быстро втягивалось в напряженную работу, а затем и навсегда связывало свою жизнь со стройкой или эксплуатацией завода.

      Шли годы. Стройка быстро продолжала набирать темпы, выросли также объемы работ. В строй один за другим вводились новые промышленные объекты, жилые дома и здания культбытового назначения. Город поднимался ввысь...

      Из первых строителей - монтажников, проектировщиков, работников эксплуатации, научных работников, а также из подрастающего молодого поколения постепенно создавался многотысячный коллектив тружеников нашего города, города-комбината, которому и суждено было создать главный атомный щит Родины. Жизнь показала, что с этой задачей город справился успешно.



Источник: Горст О. Так мы начинали: [История строительства города] // Озерский вестник. - 1990. - 11 августа. - С. 2.