"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

М. Вырва

МУЗЫКАЛЬНОЕ "ГНЕЗДО" ОЗЁРСКА

      Озерскому колледжу искусств исполняется 40 лет. Это возраст состоявшегося человека, находящегося в зените личной и профессиональной активности, не растратившего еще энергию молодости, но уже обогащенного опытом и знаниями.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ...

      Колледж открылся в 1971 году как филиал Челябинского музыкального училища. Он появился в городе, именовавшемся тогда Челябинск-40. Созданный в послевоенные годы как секретный государственный объект оборонной промышленности, он объединил на своей территории людей с исключительным интеллектуальным и духовным потенциалом, став не только средоточием инновационных производственных технологий, но и высокой культуры.

      Однако и во внешне благополучные 60-70-е годы случались непростые времена. Вот какими запомнила их заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Озерска Нина Шуваева, заведовавшая городским отделом культуры с 1969 по 1987 год: "К концу 60-х в Озерске произошли неприятные перемены. По решению вышестоящих инстанций было сокращено финансирование учреждений культуры, расформирован симфонический оркестр, оперетта была передана другому закрытому городу (Новоуральску, что в Свердловской области). Музыкальная жизнь заметно обеднела".

      Но, как говорится, не было бы счастья: Именно тогда приняли решение об открытии в городе филиала Челябинского музыкального училища. Заслуженный работник культуры РФ Тамара Савушкина, преподающая в колледже с 1973 года, заведующая отделением теории музыки, назвала открытие музыкального училища в условиях закрытого города дерзостью, смелостью необыкновенной. Оно стало возможным благодаря руководству города, которое помогало абсолютно во всем.

И В САЛОНИКАХ, И В СААРБРЮКЕНЕ

      - От идеи до воплощения, - вспоминает Нина Шуваева, - пришлось преодолеть немалое расстояние. Надо было найти здание, приобрести оборудование, музыкальные инструменты, подобрать кадры с консерваторским образованием, обеспечить их жильем, предоставить общежитие для иногородних студентов... Честно говоря, было страшно.

      Но помощь оказывали все. Благодаря содействию заведующего городским отделом образования Александра Волкова училищу выделили здание школы № 202 по улице Космонавтов, 10. В решении многих проблем большую помощь оказывал начальник областного управления культуры Владимир Морозов. Именно Владимир Константинович рекомендовал Игоря Толстых на должность директора училища.

      Соединение усилий руководителей и музыкантов в далеком 1971-м способствовало интенсивной жизни училища буквально с первых дней. Однако "запуск" учебного заведения потребовал куда больше усилий.

      Заместитель председателя горисполкома в 1973-1987 годах, заслуженный врач России, почетный гражданин Озерска Нина Мельникова вспоминает: "Он (Игорь Толстых. - Прим. автора) всегда следовал принципу: в училище все должно быть красивым и современным - музыкальные инструменты, кабинеты и, конечно, концертный зал. Игорь Алексеевич умел находить общий язык со всеми. Наверное, поэтому он пользовался таким авторитетом у строителей. Ремонт, произведенный в здании бывшей школы, до сих пор ощутим".

      - Игорь Алексеевич сразу же занялся комплектованием педагогических кадров и набором студентов, - рассказывает Нина Шуваева. - Основу педагогического коллектива составили выпускники разных лет Уральской государственной консерватории - Лия Толстых, Станислав Поляков, Татьяна Лобода, супруги Масленниковы, Салтановы, Нина Домнина, Тамара Савушкина, Наталья Федотова и другие.

      - Нам повезло работать с человеком, который четко знал, что нужно делать, - считает Тамара Савушкина. - Какую бы работу Игорь Алексеевич ни поручал, обязательно при этом жестко спрашивал.

      Среди выдающихся "птенцов" озерского музыкального "гнезда" - преподаватель консерватории в Салониках (Греция) Игорь Петрин, солист оркестра радио и телевидения Саарбрюкена (Германия) Анатолий Видман, заведующая кафедрой вокального искусства Санкт-Петербургского государственного университета Жанна Куршинская, солистка Московской филармонии Елена Кленова, солистка Новосибирской государственной филармонии Анна Недоспасова, лауреат международного конкурса, солист Свердловской филармонии Александр Иванов, начальник управления культуры Наталья Сальникова и многие, многие другие!

КАЖДУЮ СРЕДУ В 19 ЧАСОВ

      Диплом Озерского колледжа искусств давно признан российскими художественными и гуманитарными вузами. Однако уникальность колледжа заключается и в той особой роли, которую он играет в культурной жизни города благодаря многогранной и интенсивной концертной деятельности.

      В 2011 году отметил 25-летний юбилей концертный цикл "Музыкальные среды". Инициатором этого удивительного проекта был Игорь Толстых. "Надо, чтобы человек, знавший о традиции "музыкальных сред" и приехавший лет через 30 в Озерск, был абсолютно уверен, что концерт непременно состоится в среду в 19 часов!" - так, по воспоминаниям коллег, говорил Игорь Алексеевич.

      По мнению заслуженного работника культуры РФ, дипломанта международного конкурса вокалистов в Италии Александра Великанова, в Озерске немало учреждений культуры, в каждом из которых ведется активная и разнообразная концертная жизнь. Но "Музыкальные среды" колледжа занимают совершенно особое место.

ЭПИЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ЗАТО

      Яркой и важной страницей концертной жизни педагогов и студентов учебного заведения является проект "Филармония школьника". Детские музыкальные вечера проходят в концертном зале колледжа, в дошкольных учреждениях и школах Озерска, ближайших городов северного региона области.

      С первых дней существования училища энергичный и деятельный Игорь Толстых стремился установить творческие контакты с самыми различными учреждениями города.

      Тамара Савушкина вспоминает: "Колледж был открыт как основной учебный центр для всех образовательных учреждений единой системы закрытых городов. Методическое руководство не означало кураторства в указующем плане, но было именно процессом совместной выработки общих рекомендаций, методических направлений в работе, способствовало поиску наиболее эффективных путей работы с детьми. Встречи, диалоги всегда были очень доброжелательными и конструктивными, без всяческих обид. Все понимали, что мы - в одной "упряжке"! Уже тогда в рамках этой деятельности сформировалась единая система школа - училище - вуз, к которой официальная образовательная политика пришла десятилетиями позже. Мы принимали в колледж самых лучших, самых талантливых детей и постепенно, уже в рамках среднего образования, ориентировали их на конкретные вузы.

      К сожалению, система работы с городами ЗАТО сейчас утрачена. Но зато теперь, когда мы ведем кураторскую работу со школами Каслей, Кыштыма, Аргаяша, Нязепетровска, Верхнего Уфалея, видим, как существенно меняется уровень учащихся. Принимая в колледж выпускников, мы с радостью наблюдаем благотворные перемены в образовательных учреждениях ближайших городов".

      По словам директора Озерского колледжа искусств, заслуженного работника культуры РФ Натальи Федотовой, сегодня время диктует необходимость кардинальных изменений стиля работы учебных заведений, создания в них новых направлений деятельности.

      - На мой взгляд, - уточняет Наталья Генриховна, - это правильно: учебное заведение должно соответствовать запросам общества, требованиям рынка труда. За последние восемь лет в колледже открылись четыре новых отделения - вокальное, оркестровое, дизайна и эстрадное. Появлению последнего мы, признаться, больше всего сопротивлялись. Для нас, привыкших к академическим музыкальным специальностям, довольно странным казался этот новый вид деятельности, новый стиль общения и музицирования.


Источник: Вырва, М. Музыкальное "гнездо" Озерска : [в 1971 году в Озерске появился филиал Челябинского музыкального училища, ныне Озерский колледж искусств] / М. Вырва // Челябинский рабочий. - 2011. - 22 ноября. - С. 7.