"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Образование

вернуться назад

М. Юрьева
ОСОБАЯ ШКОЛА. ЗОЛОТАЯ

      Школа 36 вошла сразу в две российские энциклопедии - "Золотой фонд кадров Родины-2012" и "Руководители образовательных учреждений России-2012".

      Хорошая новость вместе с самими глянцевыми изданиями пришла в школу недавно. Настолько высокой оценки своей работы озёрские педагоги не ожидали. Однако они не скрывают, что внимание авторитетных федеральных изданий к деятельности их школы приятно и почетно вдвойне.

В списке лучших

      Отбор героев в российские энциклопедии шел на равных, без деления на статус и вид учебных учреждений. В октябре 2012 года делегация педагогов школы 36 приняла участие в деловом приеме учителей России, организованном Российской ассоциацией предпринимателей (Москва). В современной педагогике это одно из самых знаковых мероприятий, главная цель которого аналогична работе всемирно известного Фонда "Сороса", а именно: выявление и оказание поддержки талантливой молодежи, перспективным преподавателям; обобщение передового педагогического опыта, включая нетрадиционные, новаторские педтехнологии и методики.

      Для визитной карточки образовательного учреждения, его креативных наработок каждому участнику - а в их число вошли представители детских садов, школ, техникумов, вузов страны - давалось не больше 5 минут. Озерчане с презентацией своей школы, а также ее молодого директора Инны Титеевой уложились минута в минуту. И - попали в ТОП-100.

      "В ходе делового форума, - рассказывает наш сегодняшний собеседник, заместитель директора по научно-методической работе школы 36 Светлана Столяренко, - нам довелось очень продуктивно пообщаться с научными деятелями Российской академии образования (РАО). Мы обменялись контактами, а чуть позже приступили к совместной работе".

С наукой по пути

      С того времени прошло около полугода, однако уже сегодня можно оценить, насколько далеко шагнул тандем российской науки и озёрской практики. Дирекцией школы проделана колоссальная работа по повышению уровня профессионального мастерства всего кадрового состава образовательного учреждения: на базе ЧИППКРО (г. Челябинск) и РАО успешно прошли спецподготовку учителя-предметники, дефектологи школы. На очереди - воспитатели и медперсонал 36-й. Стажировкой же классных руководителей школы занимался профессор С. Молчанов.

      В результате интенсивного обогащения знаниями педагоги школы уже сами разрабатывают авторские экспериментальные методики, с которыми активно публикуются в профильных изданиях. При этом научно-педагогическую деятельность новаторов лично курируют мастодонты российской науки: заведующая лабораторией НИИ РАО В. Денискина и ее коллега, основоположник методики работы школ для детей с ослабленным зрением и незрячих профессор Б. Тупоногов. И это, как оказалось, еще не все.

      В рамках сотрудничества с ЧИППКРО и РАО в школе 36 стартовали два научно-прикладных проекта. При кураторстве института, согласно требованиям новых стандартов, в школе была начата реализация программы "Проектирование внеурочной деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III-IV видов", при поддержке Академии, там же запущен уникальный проект по социально-бытовой ориентировке и ориентации в пространстве детей-инвалидов.

      "ОВ" уже писал о первых самостоятельных шагах педагогов-ученых школы 36. Нынешний же уровень их профессиональной квалификации дал новый повод для публикации: в конце 2012-го школа сама стала региональной стажировочной площадкой, а ее учителя - ведущими спецкурсов.

Все включены

      Сегодня по всему миру, включая Россию, широко пропагандируется идея инклюзивного образования (совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений). Вопрос спорный: кто-то - за, кто-то - против. Между тем он один из тех, которые новые стандарты требуют решить в скорейшем порядке.

      В условиях нашего округа это особенно актуально для школ Метлино и Новогорного. Если в Озерске особым детишкам добраться до коррекционной школы - вполне по силам, то ехать из поселка в город ребенку с ограниченными возможностями здоровья - весьма проблематично. Отсюда вопрос: как создать такому ученику в обычной школе приемлемые условия для обучения и воспитания?! Свою помощь в решении этой проблемы педагогам Озерска и предложила школа 36, открыв у себя стажировочную площадку ЧИППКРО, тъютером (или полномочным представителем) которой стала директор школы 36 И.Л.Титеева.

      Первыми слушателями курсов были педагоги и руководители двух озерских школ: 35 и 202. Наряду с серией семинаров, учителя приняли активное участие в практической работе. Проведя экскурсию по школе, Инна Титеева рассказала коллегам, какие методики и оборудование уже используются в школе для работы с детьми-инвалидами; насколько эффективными оказываются для учащихся занятия в сенсорной комнате; какая польза от прозрачных мольбертов и конторок Базарного, установленных в начальных классах 36-й. А вот как именно применять все эти спецприспособления, участники стажировки увидели в ходе детального разбора видеозаписи урока, проведенного у первоклашек Натальей Горовенко.

      Посетили учителя и урок ЛФК у Фагмии Лукмановой, на себе прочувствовав живительную силу спецметодики педагога - реабилитолога. Учителя Ирина Ширяева, Татьяна Алекина, Татьяна Клокова, Оксана Лукашина провели мастер-классы по обобщению своего передового педагогического опыта. На лекции по юриспруденции педагоги общеобразовательных школ узнали, какими законами сегодня защищены дети-инвалиды и какие права они имеют.

      "Мы постарались поделиться с коллегами, - рассказывает Светлана Столяренко, - всеми программами, методиками, наработками, которыми обогатились за этот год благодаря сотрудничеству с научным сообществом. Кроме того, в работе нашей стажировочной площадки были задействованы все ведущие специалисты ЧИППКРО, включая непосредственного куратора нашего проекта по внеурочной деятельности - заведующую кафедрой коррекционного (специального) образования ЧИППКРО Галину Яковлеву и проректора по научной работе института Анну Ильину. Наша работа оказалась востребованной: у нас уже есть социальный заказ на проведение в мае следующей стажировочной площадки".

От учеников - к партнерам

      Когда педагоги школы 36 проходили стажировку на вебинарах у профессуры РАО, они даже не предполагали, какой подарок судьбы преподнесет им Академия в части практических занятий по социально-бытовой ориентировке. В декабре 2012 года в Озерск приехали научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО супруги Алексей и Марта Любимовы для того, чтобы провести мастер-классы для учителей-предметников.

      Молодые ученые-практики, тифлопедагоги, специалисты высочайшего уровня по ориентированию и мобильности и… удивительно эрудированные, жизнерадостные люди. Темп работы Любимовы задали бешеный: в течение недели, ежедневно, с 8.00 до 21.00, они читали лекции, давали индивидуальные консультации, проводили практикумы в довольно оригинальной форме.

      Например, предлагали школьному реабилитологу, в числе учеников которого есть "тотально" незрячие детишки, налить с завязанными глазами полный стакан воды. Другому педагогу дали задание: научить тотальника резать хлеб. Слепым учеником в этом испытании был сам Алексей Любимов. И ему не надо было завязывать глаза: у Алексея прогрессирующая слепота, которая, однако, не мешает молодому ученому вести полноценную жизнь. Во многом благодаря складу характера и оптимизму, которым, к слову, Алексей щедро делился с детьми и их родителями, на собственном примере показывая, что слепота не приговор, главное - верить в свои силы. Впрочем, не последнюю роль в данном случае играют и современные научно-технические новинки, облегчающие социальную адаптацию людей-инвалидов.

      "Мы науку на себе почувствовали, - говорит Светлана Столяренко. - У самого Алексея вместо обычной палки - модернизированная трость с датчиками, навигатор. Кроме того, они с Мартой привезли массу современных приборов, имитирующих глазные заболевания: катаракту, тоннельное зрение. Допустим, посредством демонстрационных очков мы, зрячие педагоги, увидели мир таким, каким видят его наши ученики. Честно скажу, для многих из нас это было серьезным эмоциональным потрясением".

      В рамках договора с Академией проект по социально-бытовой ориентировке в школе 36 уже запущен. Познакомившись с "подопечными" ближе: изучив методическую базу, материально-технический арсенал и наработки педагогов школы, увидев их деятельную заинтересованность - научные кураторы проекта предложили озерским учителям самим написать учебную программу

      "Для нас это было не просто интересно, а жизненно необходимо, - замечает Светлана Юрьевна. - Количество детей с тяжелыми формами зрительной патологии в городе увеличивается с каждым годом. Двое из таких особых детишек 1 сентября придут к нам в школу. 11 детей находятся у нас на индивидуальном обучении. Безусловно, создание собственной программы по социальной ориентировке инвалидов - дело крайне сложное, но мы согласились, тем более что научно-практических методик по работе с незрячими, как оказалось, не так уж и много. Имеющиеся в основном созданы для дошкольников и учащихся начальной школы.

      А дальше… Из-за отсутствия реальных обучающих практик детям-инвалидам ранее либо давали специальность, либо они сидели дома. Мы поставили перед собой задачу - создать хорошую, учебную программу с обобщением опыта всех коррекционных школ Магнитогорска, Челябинска, Верхней Пышмы, где находится старейший в регионе интернат для слабовидящих детей. Работа уже начата. В ближайших планах - установление сотрудничества с коллегами и проведение региональной (при условии участия В.Пышмы) конференции".


Источник: Юрьева, М. Особая школа. Золотая : [Школа № 36] / М. Юрьева // Озерский вестник. - 2013. - 1 марта. - С. 2.