"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

А. Сергеева

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ...
(ИСТОРИЯ ГОРОНО)

      Два мероприятия, посвященные учительству города: День учителя и сорокалетие гороно - всколыхнули во мне очень много воспоминаний, которыми мне захотелось поделиться. Может быть, молодым педагогам это будет не настолько интересно, но тем, кто работал в городе много лет назад, нужно воздать должное. Да и читателям нашей газеты, приехавшим в город в сороковые-пятидесятые годы, я думаю, будет приятно еще раз перечитать знакомые фамилии.

      Все мои воспоминания большей частью связаны с гороно, где я проработала 18 лет. Поступила я в отдел в 1956 году, когда в его составе было всего шесть человек: Н.М. Ахлестин (заведующий), Н.С. Буталов (заместитель), Г.И. Кадушкина (инспектор по старшим классам), Н. П. Коренченко (инспектор по начальной школе, выполнявшая также обязанности инспектора по охране детства), Е.Ф. Губанова (ответственная за кадры), которую мне пришлось заменить, так как она вступила в должность завуча школы № 32.

      При гороно существовал педагогический кабинет, которым руководил Л.П. Демиденко (его потом сменила опытный педагог и методист В.М. Плугина). В то время в городе было девять школ. Многие из первых руководителей этих учебных заведений уехали из нашего города. Это В.П. Дьяченко, К.М. Бондарчук, В.А. Долженко, Г.А. Воропаев, А.С. Ульяновский, В.М. Ванюшин, Б.М. Помыкалов. А те, кто остались, отдали всю свою жизнь народному образованию и закончили трудовую деятельность завучами (Ю.П. Утемова, А.А. Решетова).

      Разные судьбы и у школ. Школа № 21 была закрыта и возродилась только лишь в восьмидесятые годы. Школа № 35, находящаяся в Ворошиловске, возглавляемая в то время Н.А. Давыдовой, приняла в свои стены учащихся и учителей начальной Метлинской школы: это было после аварии 1957 года. (Позже школа выросла в большую десятилетку, которой сейчас руководит один из лучших и опытных директоров. Заслуженный учитель республики Д.М. Теплякова).

      Большой вклад в дело народного образования вложен педагогами из Школ рабочей молодежи (ШРМ), которых в мое время было три.

      Начинали, и очень активно, свою деятельность и наши первые помощники, внешкольные организации: Дом пионеров, где первым руководителем был И.Н. Волжанкин; СЮН, начавшая строиться при Г.А. Воропаеве; СЮТ с бессменным директором А.В. Ивановым; ДЮСШ, в основании которой сыграла большую роль здравствующая и сейчас А.Т. Петер (многие знают ее по фамилии Радина). В ДЮСШ уже долгие годы работают настоящие профессионалы своего дела: В.Я. Воробьев, А.В. Мичковец, А.В. Лазарев и другие. Все эти организации имеют свои достижения, о них рассказывается на страницах "ОВ".

      Идут годы, город растет, и вступает в строй сразу несколько новых школ, куда направляются лучшие мастера-педагоги отдела народного образования. Новое здание получает школа № 34, ее директором становится инспектор гороно Н.И. Хрусталева, школа № 28, где директором становится Т.М. Черенкова, учитель математики. В школы № 30 и № 40 на руководящие должности направляются работники гороно: Т.К. Грудина и я. В здании бывшей школы № 34 возрождается школа-восьмилетка № 204 (директор Т.В. Созина).

      Школа-новостройка - дело трудное и хлопотное, поэтому хочется сказать несколько теплых слов в адрес наших помощников, заместителей директоров по АХЧ, а попросту - завхозах. Сколько вложено сил А.А. Ботовой (шк. № 34), Е.А. Перусовой (шк. № 30), М.В. Лазаревой (шк. № 28) - этими труженицами, в становление учебных заведений!

      Нельзя забыть и то, что вместе с учителями воспитанием детей занимались пионервожатые. Люди моего возраста хорошо помнят М.И. Рябову (шк. № 27), Н.И. Шуваеву (шк. № 24), Г.И. Дмитриеву (школа № 24), Л.Я. Ануфриеву (шк. № 32), Н.А. Филиппову (шк. № 30), Т.И. Жаркову... А как не вспомнить о первых воспитателях групп продленного дня и комнат школьника? Ведь они начинали работать в трудных условиях, не имея ни средств, ни оборудованных помещений. Это Т.Г. Репина (шк. № 24), Н.А. Косарькова (шк. № 24), Т.Д. Глухих (шк. № 34), Н.И. Алексеева (шк. № 30), Л.Е. Лыгина (шк. № 28), В.А. Юрченко и Т.М. Тюфякова. Трудно даже перечислить все мероприятия, проводившиеся ими, каждое из них вносило определенный вклад в воспитание детей. И не случайно выпускники наших школ не только успешно поступали в ВУЗы, но и часто становились там активными общественниками. А кто из старых работников не помнит художественной самодеятельности, которая существовала в условиях, несравнимых с нынешними? До сих пор мы, старые учителя, вспоминаем Ф.М. Штольца и лучшего преподавателя музыки того времени В.С. Брюханова.

      В 60-е годы в народное образование приходит много новшеств. Открывается вспомогательная школа № 37 (первый директор - В.Е. Иванова). С 1967 года вводится должность заместителя директора по воспитательной работе. Встали в ряды организаторов такие учителя, как В.Г. Пименова (шк. № 30), Е.Ф. Губанова (шк. № 25), А.В. Бочкова (шк. № 25), Л.В. Лынова (шк. № 38), С.Е. Березовская (шк. № 24), Г.Н. Хабарова (шк. № 34). В гороно эту работу возглавила В.Е. Иванова. Сюда же приходят и новые работники: И.П. Фролова, М.С. Шуваева, С.М. Федорова, Л.Н. Грушевая.

      40 лет - срок большой, и трудностей за это время было пережито немало. Например, раньше, в мою бытность заместителя заведующего гороно, у нас даже не было ставки секретаря! И надо отдать должное изворотливости (в хорошем смысле этого слова) А.С. Волкова: он сумел обеспечить нас такой незаменимой машинисткой, как Клара Васильевна Бочкова. Невозможно сосчитать, сколько документов и бумаг напечатано ею для нас и методического кабинета.

      И все-таки это были неповторимые, чудесные годы. Мы много работали, и мы ясно видели свою цель и результаты своего труда. Всегда рядом с нами были руководители городских организаций. Они строго спрашивали, навсегда оказывали посильную помощь. С большой благодарностью вспоминаю я работников горисполкома Н.Я. Ермолаева, В.И. Лаврененко, Н.Е. Малышкову, которые много сил и здоровья отдали нашему делу.

      Открываются новые школы гиганты: № 25 (директор В.П. Замора), № 21 (Н.И. Турлюн) и № 33 (Г.Н. Пешкова).

      Десятки моих бывших коллег уже находятся на заслуженном отдыхе. И очень горько сознавать, что наши ряды постепенно редеют. Многих, очень многих уже нет среди нас. И мы не можем, просто не имеем права не вспомнить их! Это руководители гороно Н.М. Ахлестин и Н.С. Буталов, директора школ - А.П. Михеева, К.Ф. Барышева, Л.В. Махаев и Н.М. Харламов, завучи - Ю.П. Утемова, Н.К. Сметанина. Вечная им память и благодарность живых за их светлые дела!

      Но... работники народного образования не стареют! На смену нашему поколению приходит воспитанная нами молодежь, бывшие ученики: В.А. Семенский, Е.П. Арчакова, О.В. Ланге, Г.Н. Пешкова, А.Н. Грушевая, Н.А. Юдина-директора школ, Э.А. Данилова, Л.В. Кантышева, Т.В. Рунова - работники отдела образования. Все они радуют нас своим молодым задором, творчеством и энергией. Доброго им пути в океане необъятных и очень нужных дел. Здоровья, счастья и благополучия им!

Источник: Сергева А. Они были первыми: [История гороно] // Озерский вестник. - 1994. - 26 октября. - С. 3.