"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

КУЗНИЦА КАДРОВ: ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №44

      Предприятия страны сегодня особенно остро нуждаются в так называемых "синих воротничках" - профессиональных кадрах именно рабочих специальностей. Сегодня на подавляющем большинстве предприятий возраст специалистов, занятых на производстве, приближается к пенсионному. Кто придёт на смену нынешним профессионалам? Этот вопрос сегодня задают не только руководители предприятий, он поднимается на уровне Президента и правительства, и не случайно 2007 год был объявлен в России годом начального профессионального образования.

      Профессиональный лицей № 44 города Озёрска готов дать ответ на этот вопрос.


      Профессиональный лицей № 44 города Озёрска уже долгие годы является основной базой подготовки кадров для одного из крупнейших российских предприятий - производственного объединения "Маяк". Первенец российской атомной промышленности всегда предъявлял высочайшие требования не только к уровню профессиональной подготовки своих работников, но и самые жёсткие требования к дисциплине, сознательному, ответственному отношению к своему делу. И Профессиональному лицею № 44 удаётся на протяжении многих лет удерживать высокую планку в подготовке своих выпускников.

      Слагаемые успеха

      Основа для стабильно высоких показателей Лицея № 44, по мнению его директора Юрия Владимировича Деменцева, заключается в тесном сотрудничестве образовательного учреждения с базовым предприятием.

      Все рабочие программы по производственной практике согласовываются с работодателем, и такое согласование проводится с каждым подразделением ФГУП ПО "Маяк". Практическая деятельность всегда соотносится с принятыми образовательными стандартами, которые необходимы для выполнения тех или иных работ различной степени сложности. Допуск учащихся в цехи, лаборатории и на рабочие места осуществляется только после сдачи экзамена комиссии из состава специалистов "Маяка" и заключения договора с работодателем о подготовке кадров и их дальнейшем трудоустройстве. Такая форма взаимодействия позволяет лицею видеть перспективы своего развития.

      ПО "Маяк" осуществляет помощь в оснащении материально-технической базы лицея, обслуживании телефонных и тепловых сетей лицея, компьютерной и множительной техники, ремонта зданий и станочного парка. Кроме того, производственное объединение выделяет целевые средства для материального стимулирования учащихся, которые проходят практику на предприятии, и самих работников лицея.

      Каждый год проходит педагогический консилиум, на котором присутствуют преподаватели лицея и представители всех подразделений "Маяка". Здесь решаются стратегические вопросы обеспечения качественного обучения лицеистов. В конечном итоге вся работа лицея, по сути, интегрируется в производственный процесс ПО "Маяк", подстраиваясь под запросы предприятия.

      В ногу со временем

      При подготовке специалистов учитывают целый комплекс факторов, главные из которых - учёт рыночных требований, подготовка конкурентоспособного на рынке труда выпускника. Специалисты и лицея, и ПО "Маяк" ориентируются на мировой опыт подготовки кадров, где требуется постоянный профессиональный рост, постоянное совершенствование навыков и умений. Здесь речь идёт о формировании социальной и профессиональной мобильности выпускника лицея на основе опыта его самостоятельней деятельности, умений, навыков при подготовке по интегрированным профессиям, личной ответственности за результат.

      Сегодня обучение по специальностям в профлицее осуществляется и при помощи информационных и мультимедийных технологий на основе программы развития лицея до 2010 года. Решение задач внедрения ЭВМ в технологические процессы требует от выпускников лицея знания компьютера, получения навыков обслуживания систем автоматического управления циклами движений в современном оборудовании. Современный рабочий должен уметь работать с программируемыми логическими контроллерами, снабженными устройством ввода-вывода, позволяющим обмениваться данными с десятками датчиков и исполнительных устройств.

      Не только в учёбе

      Учащиеся лицея ведут активный образ жизни на лицейском, городском, областном и российском уровнях. В лицее они участвуют в подготовке и проведении профессиональных смотров, в городе и области - в конференциях НОУ, смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, технических олимпиадах, выставках технического творчества, конкурсах профмастерства. Свою программу НОУ ПЛ-44 неоднократно представлял на всероссийской конфе-ренции "Юность, наука, культура - XXI век", лауреатом которой в 2006 году стал выпускник по профессии "Слесарь по КИПиА" Владимир Белканов. Команда КВН "Дети Маяка" постоянно занимает призовые места в областном фестивале КВН.

      Шаг во взрослую жизнь

      На вручении дипломов выпускникам лицея всегда присутствуют руководители ПО "Маяк". Это торжественный момент, который направляет выпускников в новую, взрослую жизнь, где у них есть все возможности стать высококлассными специалистами!

      Визитная карточка профессий

      Учащиеся, обучающиеся по профессиям "Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением", осваивают конструкции гибких производственных систем, в которых специальная транспортная система обслуживает различное технологическое оборудование с компьютерным управлением, устройства для перегрузки инструментов из внешних инструментальных магазинов в инструментальные магазины станков имеют автооператоры и робот, играющий роль приёмопередающего механизма.

      Учащиеся, получающие профессию "Слесарь", осваивают сборочные и слесарные работы, эксплуатацию робототехнических комплексов, объединённых автоматизированной транспортно-накопительной системой или транспортно-складской системой; переналаживаемые приспособления, вспомогательное оборудование, систему обеспечения функционирования производства с управляющими вычислительными комплексами.

      Создание гибких производственных систем является неотъемлемой частью модернизации современного предприятия, автоматизация и функции управления которого должны выполняться компьютерным комплексом. Ремонт, наладка и эксплуатация современных производственных комплексов требует от слесаря, наладчика, токаря освоения приёмов технического обслуживания систем автоматизированного контроля, удаления отходов, обеспечения профилактики и ремонта оборудования; автоматизированных систем технологической подготовки производства, инструментального обеспечения, управления технологическими процессами, управления и наладки транспортных роботов, механических накопителей-подъёмников, информационной базой для управления которыми является компьютерная модель.

      Учащиеся по профессии "Слесарь по "КИПиА" изучают системы автоматического регулирования состояния объекта, разрабатывают приемы управляющего воздействия с помощью ЭВМ, осваивают приёмы эксплуатации самонастраивающихся систем, способных автоматически подбирать значения своих параметров в процессе работы, настраивают самоорганизующиеся системы, меняющие в процессе работы как свои параметры, так и структуру, обслуживают системы программного управления, следящие системы, системы стабилизации.

      Современные системы управления строятся на основе электронных регуляторов, поэтому учащиеся, получающие профессию "Электромонтер по эксплуатация распределительных сетей" изучают измерительные цепи, системы автоматического повторного включения и автоматического включения резерва распределительных сетей, в которых при измерении любых величин чаще других применяются электрические средства измерений; осваивают приёмы эксплуатации в распределительных сетях датчиков и усилителей переменного тока, управляющих электромагнитными распределителями, муфтами, шаговыми электродвигателями.

      Учащиеся по профессии "Повар - кондитер" учатся вести технологический процесс механической кулинарной обработки овощей, мяса, птицы, субпродуктов; приготавливать, формовать, панировать полуфабрикаты; готовить блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки; выполнять порционирование (комплектацию) и раздачу блюд; определять качество приготовления пищи, предупреждать и устранять возможные её недостатки; подготавливать кондитерское сырье к производству; осуществлять основные процессы изготовления пирожных и тортов.

      Учащиеся, обучающиеся по профессии "Аппаратчик по очистке химических отходов", осваивают регулирование параметров технологического процесса очистки основного и вспомогательного оборудования; ведение технологического процесса переработки отходов химического производства; пуск, останов и вывод оборудования на технологический режим; отбор проб, контроль качества полупродуктов, готовой продукции; параметры технологического процесса, методы контроля и регулирования технологических процессов; правила загрузки и дозировки сырья; правила и способы отбора проб; технический анализ продукции; учёт расхода сырья, полупродуктов, количества продукции, энергоресурсов.


Источник: Кузница кадров: Профессиональный лицей № 44 // Школьный компас. - 2007. - № 4 (апрель). - С. 8-9.