"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

Л. Лапин

ИЗЛОЖЕНИЕ: ШКОЛА № 33

      Тема: средняя (полная) общеобразовательная школа № 33.
      Адрес: ул. Матросова, 49. Тел.: директор - 4-55-70; секретарь - 4-49-00.


ОДИН ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

      Школа открылась 1 сентября 1992 года. По типовому проекту восьмидесятых рассчитана на 44 класса.

      В настоящее время в ней обучаются учащиеся 57 классов (1650 человек), в том числе 14 классов начальной школы и 20 классов среднего и старшего звена - классы с углубленным изучением английского языка.

      Руководит школой Галина Николаевна Пешкова. О Галине Николаевне, депутате городского Совета, можно рассказывать долго. Чтобы характеризовать ее как директора, я приведу лишь факт.

      На мой вопрос, трудно ли управлять коллективом, по количеству значительно превышающему все запланированные нормы, Галина Николаевна, устало улыбнувшись, развела ладонями, но уверенно проговорила: "Я каждый день знаю, кто и какой урок пропустил".

В КОРРПУНКТЕ

      Сразу оговорюсь, что данные, выделенные курсивом, взяты мной из справки информационно-аналитического отдела администрации города. В опросе принимали участие учащиеся практически всех школ Озерска.

      67 процентов школьников ответили, что у них есть любимые и нелюбимые учителя, 4 процента ответили, что им не нравится ни один учитель, 29 процентов ребят - нравятся все учителя, которые у них преподают.

      Коррпункт мы развернули в кабинете Татьяны Николаевны Пургиной, завуча по воспитательной работе. И в первую же большую перемену потянулись ребята из той трети, которой нравятся все учителя. Благодарность и наилучшие пожелания персонально и всем педагогам сразу высказывались, в основном, устно. Девочки из 9-Б, 8-Г и 6-А благодарили бескорыстно. А вот паренек из 6-Б, похоже, был разочарован тем, что, выслушав пожелания любимой учительнице, я не записал его фамилию.

ДЕСЯТЫЙ "Б"

      Главными причинами, по которым возникают конфликты в школе между учителями и учениками, дети называли такие: неподготовленное домашнее задание - 53 процента; пропуск уроков - 44 процента; несправедливое отношение к ученикам - 30 процентов; учителя делят учеников на хороших и плохих - 25 процентов; неинтересно ведутся уроки - 21 процент; учителя грубо относятся к ученикам - 17 процентов.

      Когда школьные коридоры опустели, и в классах начались уроки, я решил сопоставить общегородскую статистику с мнением учеников школы № 33.

      Преподаватель Лена Карапетовна Попова любезно предоставила мне несколько минут для беседы с ребятами из 10-Б. По их мнению, причины конфликтов между учителями и учениками расположились в следующем порядке:

            1. Несправедливое отношение.
            2. Делят учеников на хороших и плохих.
            3. Неподготовленное домашнее задание.
            4. Пропуски уроков.
            5. Неинтересные уроки.
            6. Грубость учителя.

МУЖЧИНА В ШКОЛЕ

      75 процентов учащихся ответили, что учителя в их классах выделяют "любимых" и "нелюбимых", "хороших" и "плохих" учеников.

      С Вячеславом Алексеевичем Пужалиным я побеседовал в отдельном здании учебных мастерских, что расположены на школьном дворе рядом с оранжереей.

      У Вячеслава Алексеевича два диплома о высшем образовании: инженера и учителя биологии. В школе работает семь лет. Однако педагогический опыт огромен.

      Будучи старшеклассником и увлекаясь авиамоделированием, он во время летних каникул вел в пионерских лагерях технические кружки. Позднее стал тренером по альпинизму и скалолазанию.

      Увлечений много. Например, энтомология (собирает коллекцию насекомых), парусный спорт. Здесь же, в мастерских, ребята изготавливают под его руководством парусные сани, и зимой им можно только позавидовать. Кроме того, ведет факультативные кружки по прикладному творчеству, технической эстетике, архитектуре.

      Что такое, на его взгляд, "плохой" ученик? Таких ребят Вячеслав Алексеевич разделяет на две группы. Встречается "эпизодически плохой" ученик в силу складывающихся время от времени сложных обстоятельств. И бывают "хронически плохие" ученики. Но это прежде всего связано с оторванностью от родителей, когда учебный процесс в семье пущен на самотек.

* * *

      От директора я узнал, что В.А. Пужалин - победитель общегородского педагогического марафона "Есть идея". За что и получил высшую категорию. В школе еще двое победителей марафона: Элла Николаевна Хрущева и Наталья Михайловна Моргун. Кроме того, Наталья Михайловна завоевала также приз зрительских симпатий и персональную премию мэра.

      20 учителей награждены значком "Отличник народного просвещения".

ВЫПУСКНИКИ

      По мнению детей, учитель должен быть: добрым, заботливым, справедливым, профессиональным, требовательным, внимательным, терпеливым, иметь чувство юмора, быть мудрым и умным.

      Школа выпустила 157 учащихся из 11-х классов, из них 105 выпускников продолжают получать образование в вузах, 40 человек - в техникумах и средних специальных заведениях. Пять выпускников удостоены серебряной медали.

      Тридцать третья не похожа на сапожника без сапог: несколько учителей - выпускники родной школы.

      Наталья Николаевна Лихутина преподает в той же школе, которую закончила 3 года назад, и учится в Челябинском педагогическом. Мне показалось, что Наталье проще ответить на вопрос, каким должен быть учитель, поскольку у нее еще не прочерчена строгая демаркационная линия между доской и партами.

      В начало списка Наталья Николаевна поставила доброту, профессионализм и требовательность. А на последнее место - почему-то чувство юмора.

ПРОДЛЕНКА

      Школа работает в режиме двух смен по шестидневной рабочей неделе, имеются 7 групп продленного дня.

      Покидая школу, я заглянул на первый этаж. Хотелось поговорить с человечком, только начинающим свой долгий путь познания.

      Случайный выбор сделал моим собеседником первоклассника Кирилла. В школе ему очень нравится. Завел много друзей. Но особенно сдружился с Юлей и Данилом. Потому что они его много смешат. Любит слушать анекдоты. Самый любимый - про Чебурашку, однако пересказать затрудняется, потому что в нем есть неприличные слова.

      Мечтает стать художником. Раньше хотел быть поваром, но варит он и так очень хорошо, а рисовать ему нравится больше. Потому что хорошо получается. Вопрос о самом заветном желании застает Кирилла врасплох. Как-то об этом не думал. Поразмыслив, отдает предпочтение счастью первооткрывателя.

      POST SCRIPTUM. Невозможно за один день узнать школу. Невозможно на одной газетной полосе рассказать о школе. Но ведь это не последний день в нашей жизни и не последний номер нашей газеты. Приглашаем всех учителей, учеников и их родителей к постоянному сотрудничеству.


Источник: Лапин Л. Изложение: [Школа № 33] // КамерТон. - 1998. - 14 ноября. - С. 12-13.