"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

ГОРОД ЛЮБИМЫХ УЧЕНИКОВ

      Дополнительное образование детей стоит на "трех китах". Первый - педагог, который должен быть профессионалом высокого класса и любить свое дело и своих учеников. Второй - образовательная программа по тому или иному направлению деятельности. И третий - материально-техническая база, необходимая для реализации этой программы. Потеря или деформация любой из "опор" угрожает стабильности всей системы. Об этом наш разговор в формате встречи за круглым столом в Управлении образования администрации ЗАТО города Озерска.

      Участники круглого стола - начальник Управления Любовь Николаевна ГРУШЕВАЯ и руководители четырех учреждений дополнительного образования города - директор МОУДОД "Дворец творчества детей и молодежи" Сергей Викторович КОЗЕЛ, директор МОУДОД "Детско-юношеская спортивная школа" Татьяна Борисовна МАРАКУШИНА, директор МОУДОД "Детский эколого-биологический центр" Светлана Николаевна БУГЛАК, директор МОУДОД "Городская станция юных техников" Виктор Павлович ПЧЕЛИН.

      Л.Н. ГРУШЕВАЯ: Система учреждений дополнительного образования детей в Озерске не только сохранена, но и успешно развивается. Число детей и подростков, посещающих учреждения ДОД, остается стабильным, несмотря на то что в силу демографических причин количество детей школьного возраста пока уменьшается. Этот показатель говорит о качестве образования. Кстати, в учреждениях ДОД у нас занимаются не только дети младшего и основного школьного возраста, но и старшеклассники, несмотря на то что школа "приватизировала" у них фактически все время. Возраст наших ребят - от 5-6 до 18 лет, а воспитанников детско-юношеской спортивной школы - до 21 года.

      Наши педагоги, несмотря на трудные времена, остались верны своей профессии. Мы сохранили поистине уникальные кадры. Наши воспитанники успешно участвуют в мероприятиях всех уровней, включая российский и международный, показывая высокие результаты. Впрочем, передаю слово руководителям - им есть о чем рассказать.

      С.В. КОЗЕЛ: Наши клубы и команды успешно представляют Челябинскую область и Уральский федеральный округ на всероссийских конкурсах и соревнованиях. Это клуб "Юный спасатель", клуб гребли на байдарках и каноэ. Широко известен гандбольный клуб - ребята, набранные из дворовых команд, пройдя систему спортивной подготовки с профессиональными тренерами, поднялись на международный уровень. Дворец творчества детей и молодежи выступает организатором военно-спортивных игр "Зарница" и "Зарница-Поиск", "Робинзонада" и "Полигон", ежегодного туристического слета школ города, игр КВН школьной лиги. Наши кавээнщики заняли третье место в школьной лиге Челябинской области, участвовали в фестивале в Сочи и приглашены по итогам выступлений в Уральскую лигу КВН: Но важен не столько результат, сколько то, что в КВН у нас в Озерске участвуют 250 школьников!

      По сути, нам удается в полной мере реализовать два основных аспекта дополнительного образования. Первый - арттерапия. Загруженность детей интеллектуальным трудом неминуемо влечет нарушения в развитии эмоциональной сферы. Дворец сегодня дает все возможности для развития творческих способностей в коллективах всех направлений, разного уровня, учитывая все индивидуальные особенности ребенка. Второй, не менее важный аспект - социальный, ведь наша работа с детьми не что иное, как первичная профилактика детской и подростковой преступности, наркомании. Не случайно по итогам работы целевой программы ДТДиМ был отмечен во всероссийском конкурсе Госнаркоконтроля "Золотой орел". В содружестве с общественной организацией "Челябинская область без наркотиков" проводим профилактические мероприятия и тренинги. В тесном сотрудничестве с городским Управлением социальной защиты населения проходит фестиваль для детей-инвалидов "Искорки надежды".

      - Эта огромная работа невозможна без стабильного финансирования. Главное достояние системы дополнительного образования Озерска - то, что в городе сохранена бюджетная основа дополнительного образования. Неужели все занятия проводятся бесплатно (так и хочется добавить: "в наше-то время")?

      С.В. КОЗЕЛ: Пока мы всеми силами сопротивляемся введению платных услуг, понимая социальную значимость нашей работы.

      Л.Н. ГРУШЕВАЯ: На наш взгляд, в непростой социально-экономической обстановке в стране дополнительное образование детей должно иметь государственные гарантии. Бюджетная основа - это то, что делает нашу систему дополнительного образования сильной и авторитетной, и мы сделаем все, чтобы как можно дольше образование оставалось бесплатным для детей и их родителей. Понимаем, что вскоре - с внесением изменений в законодательство - бюджетное финансирование будет ограничено. Но пока мы законом защищены. Решительную позицию в этом непростом вопросе занимают губернатор Челябинской области П.И. Сумин, министр образования и науки В.В. Садырин, глава Озерского городского округа С.Г. Чернышев - значит, мы будем работать и беречь то, что у нас есть.

      В.П. ПЧЕЛИН: В 2005/2006 учебном году Городская станция юных техников и Детский эколого-биологический центр стали победителями конкурсного отбора учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на получение гранта Губернатора Челябинской области в рамках реализации национального проекта "Образование". Долгожданным и радостным событием стало известие о результатах второго Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Детский эколого-биологический центр признан лауреатом в номинации "Станция". Такие средства не просто стимулируют, поддерживают, они являются высокой оценкой деятельности образовательных учреждений.

      - Базовое образование не в состоянии дать ученикам все необходимое, чтобы обеспечить их успешность во взрослой жизни. "На выходе" им предстоит быстро адаптироваться к условиям развивающейся рыночной экономики. И, помимо багажа знаний, надо иметь за плечами определенный социальный опыт.

      С.Н. БУГЛАК: Дополнительное образование дает возможность выбора, учитывая многообразие видов интеллекта, помогает адаптироваться в коллективе. Приходят к нам в центр, прямо скажем, разные ребята, не все отличники, не все из благополучных семей. Приятно наблюдать за тем, как ребенок преображается, как в его глазах появляется интерес, меняется отношение к труду - а трудиться приходится немало, и трудиться на земле, ее у нас много - четыре гектара. Есть теплица, розарий, мини-ферма, два манежа для выгула и тренировки лошадей.

      Т.Б. МАРАКУШИНА: Согласна со Светланой Николаевной: получив возможность попробовать свои силы, каждый ребенок может себя раскрыть. Наиболее показательный в этом смысле пример - Наталья Гагарина. Девочка переходила из школы в школу, была неуспешной в учебе, а вот в спорте состоялась! Сегодня Наташа - в сборной России по тяжелой атлетике, в 2006 году заняла второе место на чемпионате Европы, стипендиатка Президента РФ и студентка вуза. У нас немало таких детей, в том числе из многодетных семей. Если занятия в ДЮСШ будут платными, большинству родителей это будет не по карману.

      В.П. ПЧЕЛИН: Наша система уникальна, ее нельзя разрушать, это единственная система, позволяющая успешно работать с детьми девиантного поведения. В городе четыре учреждения ДОД, но мы не конкурируем, а взаимодействуем: ребенок вправе обойти все четыре и выбрать дело по душе. Когда человек занимается любимым делом, ему интересно, ему не хочется отвлекаться! Небольшая деталь: я ни разу не видел наших мальчишек с сигаретой. Им некогда устраивать перекуры.

      С.В. КОЗЕЛ: А в моей практике есть случаи, когда после нескольких лет занятий в танцевальном коллективе полностью исправлялась осанка и диагноз "сколиоз" у ребенка был снят! Это значит, сэкономлены деньги, которые пошли бы на лечение заболевания. Так, может, их "перебрасывать" с нацпроекта "Здоровье" в систему дополнительного образования?

      Л.Н. ГРУШЕВАЯ: Возможно, повторю чью-то мудрую мысль, а может, я вывела эту закономерность сама: ребенку будет хорошо в школе, если хотя бы для одного учителя он особенный, любимый ученик. Чем больше в поступках педагогов любви к детям (а любовь, на наш взгляд, это забота о ребенке), тем успешнее он в жизни. Он будет строить свою дальнейшую жизнь на этих положительных эмоциях: ты кому-то нужен, где-то тебя ждут, о тебе думают. Очень часто эту функцию заботы берет на себя система дополнительного образования.

      - "Кадры решают все". Пожалуй, этот неувядаемый лозунг относится к системе дополнительного образования в полной мере?

      Л.Н. ГРУШЕВАЯ: Педагог дополнительного образования сосредоточен на индивидуальных интересах воспитанников. А потому он сам должен быть "штучным изделием". Он должен совмещать в себе качества педагога и специалиста. Речь идет о практическом интеллекте, который сегодня привносится в систему дополнительного образования детей. Наши педагоги - удивительные люди, которым свойственны подвижничество и любовь к своему делу. Уйди они на пенсию или перейди на другую работу - не будет и образовательного учреждения. Александр Васильевич Лазарев и Елена Петровна Крайнова, Александр Степанович Луговой, Юрий Александрович Немиров, Валерий Степанович Мартюшев, Анатолий Александрович Кашицин и многие другие: Великие люди, преклоняемся перед ними и надеемся на них.

      - А какую роль система дополнительного образования отводит родителям?

      С.Н. БУГЛАК: Родители - непременные участники наших традиционных мероприятий для учащихся школ города и области, праздников "День знаний", "Посвящение в юннаты", "Семья года". Большой популярностью пользуются и родительские конференции, которые в последнее время переросли рамки города.

      Т.Б. МАРАКУШИНА: Недавно на первенстве города по баскетболу наблюдала такую картину: на одной площадке играют мамы, в женской сборной, рядом соревнуются дети, папы - на балконе, друзья "болеют" на зрительских местах.

      С.Н. БУГЛАК: Деятельность объединения иппотерапии, созданного на базе ДЭБЦ, вообще невозможно себе представить без родительского актива. Иппотерапия - одна из форм лечебной физкультуры, которая использует весьма необычный "спортивный снаряд" - живого коня. Инициатор создания объединения - Озерская городская общественная организация родителей детей-инвалидов "Наши дети", она объединяет более 120 семей, воспитывающих больных детей. Иппотерапия - мощное средство реабилитации детей с ограниченными возможностями, которое уже дает заметные результаты - у всех детей наблюдается положительная динамика, а Антон Шалимов (диагноз мальчика - детский церебральный паралич) в 2005 году стал бронзовым призером Всероссийских соревнований по спортивной выездке в Москве.

      Л.Н. ГРУШЕВАЯ: Постановлением главы округа было выделено помещение для первого в городе клуба для детей с ограниченными возможностями здоровья. Полгода назад состоялось его торжественное открытие, благотворительную акцию в помощь клубу провел Фонд Олега Митяева, направив на его счет средства от продажи билетов на церемонию вручения Народной премии "Светлое прошлое".

      У нас необычный город. Планируя его, Игорь Васильевич Курчатов учитывал специфику "почтового ящика", где люди были фактически "заперты" и не имели права покидать пределы города, так как являлись носителями секретной информации. Государство тогда сделало все, чтобы жителям города и "взаперти" было комфортно. Слова "инфраструктура" не было, но был музыкально-драматический театр с симфоническим оркестром, детская музыкальная школа и училище, детские и взрослые парки, кинотеатры, дворцы и дома культуры, библиотеки - мир, в котором можно было получить частичную компенсацию за ту несвободу, в которой жили горожане. Сегодня мы вновь нуждаемся в поддержке государства. Уравнять ЗАТО с другими малыми городами можно очень быстро, но правильно ли это? Не правильнее ли сохранить то лучшее, что есть у нас, и поднимать других до нашего уровня, ведь не случайно ЗАТО сегодня называют точками роста российской экономики.

      Городская станция юных техников

      Единственное в России учреждение дополнительного образования, которое награждено дипломами ВДНХ СССР I, II, III степени, 106 медалями ВДНХ СССР, отмечено благодарностями за участие в выставках в СССР, России, США и Финляндии.

      В настоящее время станция работает по трем направленностям. Спортивно-техническое направление: начальное авиамоделирование; авиамоделирование судомодельное, автомодельное, автоконструкторское; техническое творчество; картинг; "Едем, плаваем, летаем"; "Умелые руки"; радиоуправляемые модели. Научно-техническое направление: информатика, цифровая техника, занимательная информатика, лаборатория НОУ, автотрактороконструирование, начальное техническое моделирование. Художественно-техническое направление: конструирование из бумаги, фотовидеостудия, обработка камня, резьба по дереву.

      Детский эколого-биологический центр

      Базой для создания ДЭБЦ стала станция юных натуралистов, организованная в Озерске в 1954 году. Сегодня центр является учреждением высшей категории и включает компьютерный кабинет (19 персональных компьютеров), актовый зал на 120 мест, два музея - природы и геологии, ботанический сад площадью 500 кв. метров, цветочную теплицу на 500 кв. метров, розарий (с подогревом) на 75 кв. метров, учебно-опытные участки площадью более 4 га, конеферму (12 лошадей, 6 пони), мини-ферму (60 видов животных), два манежа для выгула и тренировок лошадей.

      В образовательном процессе ДЭБЦ реализуется 50 дополнительных образовательных программ от одного до пяти лет обучения по шести направленностям - эколого-биологической, туристско-краеведческой, художественно-эстетической, социально-педагогической, естественнонаучной, научно-технической.

      Дворец творчества детей и молодежи

      ДТДиМ по праву считается творческой лабораторией дополнительного образования детей. В коллективе Дворца трудятся 118 педагогов, из них 27 имеют почетные звания и награды Министерства образования РФ; 38 - высшую квалификационную категорию. 180 коллективов работают по девяти образовательным направленностям. Численность воспитанников - более 3000 человек; 250 ежегодных массовых мероприятий с охватом более 30 000 зрителей; 14 профильных и многопрофильных клубов по месту жительства, которые ежедневно посещают более 700 подростков.

      На площадках ДТДиМ проходят городские, зональные и региональные фестивали, конкурсы детского творчества, выставки по 14 видам творческой деятельности, а также городские соревнования по семи видам спорта.

      Дворец реализует целевые программы профилактики употребления психоактивных веществ, организации летнего труда и отдыха учащихся, поддержки одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

      ДЮСШ Озерского городского округа

      Открыта в декабре 1958 года. В настоящее время школа развивает семь олимпийских видов спорта, наиболее массовых и доступных: волейбол, лыжные гонки, легкую атлетику, плавание, дзюдо, спортивную гимнастику, тяжелую атлетику.

      Только за последние пять лет в ДЮСШ подготовлено 1845 спортсменов массовых разрядов, 69 перворазрядников, 38 кандидатов в мастера спорта, 10 мастеров спорта России.

      В ДЮСШ трудятся высококвалифицированные специалисты: 25 из 27 тренеров-преподавателей имеют высшее физкультурное образование. В 2004 году ДЮСШ не только стала победителем областного конкурса, но и заняла второе место во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшее учреждение дополнительного образования физическо-спортивной направленности.


Источник: Город любимых учеников : Система учреждений дополнительного образования детей г. Озёрска : [круглый стол] / Л.Н. Грушевая, С.В. Козел, Т.Б. Маракушина, С.Н. Буглак, В.П. Пчелин // Челябинск. - 2007. - № 4.