"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Наука. Образование

вернуться назад

Р. Галябиева
ПРОСТО ВАН ГОГ

      В этом году озерской художественной школе исполнится 8 лет. Дата не круглая. Но и не треугольная. Однако не будем резкими штрихами рушить контуры стереотипов, а перейдем к делу.

      Какой-нибудь старый догматик сказал бы: "Искусство вечно. Оно нас с вами переживет". Но мы с ним не согласимся. Мы скажем: "Искусство - это мы, отраженные в зеркале". Зеркало можно разбить, но искусство не исчезнет. По закону сохранения материи и энергии оно трансформируется в идею, которая после долгих блужданий в аморфном (бестелесном) пространстве вновь обретет плоть - наше отражение.

      В школе около 560 учащихся. Каждый год кто-то из выпускников поступает в образовательные учреждения, обучающие профессиям, связанным с изобразительным искусством.

      Что притягивает ребят к художественному штриху? "Зачем вы пришли сюда? Как узнали о школе? Что вас влечет? Планируете ли вы в дальнейшем связать свою судьбу с изобразительным искусством?" - задаю я вопрос ребятам.

      Наташа, школа 23 (12 лет): "Я учусь потому, что хочу поступить в хорошее художественное заведение".

      - А что тебе нравится рисовать? Природу, технику, модную одежду?

      - Скорее всего - третье. Модную одежду. Я хочу стать художником-дизайнером.

      Степа, школа 25 (11 лет): "Мне очень нравится рисовать динозавров".

      Вот судьба у парня. Где ж ты их берешь? Выдумываешь?

      - У меня есть книга о динозаврах. Я ее читаю, смотрю на рисунки. А потом закрываю книгу и рисую.

      - Точно, как в книге, или выдумываешь?

      - Что-то из книги, а что-то выдумываю. У Маши из 21-й школы мотивация более серьезная. Возраст обязывает. Ей уже 13 лет.

      - Я целыми днями сидела дома, никуда не ходила. О художественной школе узнала от подружек. Пошла. Мне понравилось. Если честно, то я не хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с изобразительным искусством.

      - Зачем же ты сюда ходишь? Для души?

      - Да. Для души.

      - Дома рисуешь?

      - Рисую очень часто. Оформляю подарки к празднику. Но чаще, как ни странно, рисую в минуты нервных расстройств.

      В таком-то возрасте! Ау, родители!

      - И что же ты рисуешь в минуты этих самых нервных расстройств?

      - Ну, всякую... в общем, вам этого не объяснишь. Как назвать...

      - Абстрактные композиции?

      - Да, да. Абстрактные композиции. Искусство (Маша употребила именно это слово! - прим. Г. Т.). помогает мне успокаиваться. Когда я расстраиваюсь, нарисую что-нибудь на бумаге - и мне сразу становится легче на душе.

      Преподаватель Борис Иванович Очереднюк заметил: "Психология ребят меняется на глазах".

      - Какие они? Лучше, хуже, чем были вы? Чем они отличаются от вас?

      - Они талантливее нас. Они более прагматичны. Мы были беспредметными романтиками. Ближе к Богу, потому что нам было мало что нужно. Мы свыклись с окружающей нас бутафорией и не подозревали, что в один прекрасный момент она может распасться на бесчисленное количество мелких элементов. Тем не менее, мы существовали.

      Сейчас романтизм у детей исчезает. Как это ни удивительно, но фантазии у них больше. Их мышление стало более гибким и более объемным. Вместе с тем более жестким и более узким, что ли. Более целенаправленным.

      Мы после 10 класса не знали, чем нам заняться, где мы будем работать. А они уже знают это, даже не окончив школы. Они все "приземляют". Художник Ван Гог писал для искусства. Он не пытался выразить какие-то свои социальные идеи. Идеи материального благополучия. Нынешние дети ушли далеко от Ван Гога, но все равно среди них есть ван гоги. Они всегда будут. Как-то я ребятам предложил сходить на природу. Они мне говорят: "А зачем?" Я потерял дар речи.

      Но все равно, несмотря на прагматизм, они лучше, талантливее нас. Они все-таки добрее по жизни, чем мы. Для нас этическим барометром была партия, а для них - их собственная совесть.

      - Чему вы учите детей? - задаю я вопрос директору школы Розалии Сагдиевне ГАЛЯБИЕВОЙ.

      - Для нас важно развить формальное мышление ребят. Мы crapaeмся не только научить ребят изобразительной грамоте. Ведь научить рисовать можно каждого. Но не каждый может стать Художником. Ведь у Художника складывается своя система взаимоотношений с миром. Истинный Художник создает свою реальность, лишенную стереотипов и банальностей, и дает нам возможность на обычные, устоявшиеся в нашем представлении понятия и суждения взглянуть несколько иначе. Вот поэтому важно, чтобы наши ребята сохранили свою индивидуальность, данную им Природой и Богом, и поверили бы, что Искусство, которое творят и они, способно изменить мир, людей и их самих.

      Мы любим свою работу. И мне кажется, что основной причиной этого является то, что мы работаем с детьми. Возможно, это прозвучит пафосно, но дети помогают не разочаровываться в жизни. Мысль не нова, но она честная для нас.

      Если бы нам самим это было не интересно, возможно, и не было бы такой школы, каковой она является сейчас. И не возникало бы у нас и новых идей.

      Формируем коллекцию для будущей картинной галереи. Создали фонд детских работ, насчитывающий сейчас более 2000 единиц хранения. Сейчас работаем над выставочным проектом, адресованным американским детям и ребятам, живущим в нашем городе. Это интерактивная выставка, основной сюжет которой построен на идее путешествия по временам года и праздникам нашей страны.


Источник: Галябиева, Р. Просто Ван Гог : [беседа с директором ДХШ] / Р. Галябиева; беседовал Г. Толкачев // Озерский вестник. - 2002. - 6 марта. - С. 12.