"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

Е. Вяткина

ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ

      Они познакомились в драматической студии при екатеринбургском (в то время - свердловском) ДК "Автомобилист". Светлана тогда работала в регистратуре медицинского учреждения, но мечтала о театре, а Владимир уже был студентом театрального училища и пришел в студию оказывать посильную помощь самодеятельным актерам. Меньше чем через год Света и Володя поженились, а через три дня после свадьбы молодая супруга сдала вступительные экзамены в то же учебное заведение, в котором получал профессию ее муж. К тому времени училище уже приобрело статус вуза. Почти весь Володин курс был приглашен в Якутию, в Нерюнгри. В этом северном шахтерском городе молодые ребята с нуля создавали театр кукол. Среди "миссионеров" был и Владимир Микулицкий.

      Света, проводив мужа в дальние края, с особым старанием взялась за учебу, блестяще закончила первый курс и... все бросила, укатила в Нерюнгри. Здесь у Микулицких появился первенец - Вовчик. Владимир Владимирович. Света сознательно нарекла сына в честь мужа. Ей очень хотелось, чтобы младший Микулицкий был во всем похож на старшего...

      В Якутии Микулицкие прожили три года. Созданный выпускниками свердловского театрального училища театр кукол был единственным "очагом культуры" во всей округе. Ребятам приходилось играть и драматические спектакли. Володя работал много и плодотворно, был одним из ведущих актеров труппы. А Света... Света растила Вовчика и мечтала о том, что когда-нибудь все-таки закончит институт, приобретет желанную специальность и будет творить наравне с мужем. Именно она уговорила главу семьи перебраться в Озерский театр кукол "Золотой петушок", куда пригласил Микулицких тогдашний режиссер театра Вячеслав Савинов.

      Микулицкие приняли предложение и с 1997 года преданы "Золотому петушку". Светлана получила-таки диплом театрального института, родила второго сына - Никитку, сейчас стремится максимально реализовать себя в профессии. Владимир - один из самых занятых в репертуаре актеров. В общем, стопроцентно театральная семья. Правда, сыновей Светлана мечтает уберечь от актерской участи:

      - Это очень трудная жизнь. Надо иметь огромный талант и огромную работоспособность, чтобы пробиться... У нас слишком зависимая профессия. Постоянно надо под кого-то подлаживаться... Вроде, уже взрослые люди, а по-прежнему вынуждены делать только то и только так, как сказал какой-то дяденька. Получается, что мы вечные дети...

      Впрочем, загадывать, кем станут сыновья, еще рано. Старшему из младших Микулицких 12 лет, его братику -7. Пока оба они гордятся и родителями, и их профессией, хотя двенадцатилетний Вовчик уже отдает себе отчет в том, что материальное процветание их семье не грозит.

      - Когда я вынужден отказывать старшему сыну в его просьбе о какой-нибудь дорогостоящей покупке, - рассказывает Владимир Микулицкий, -я говорю: "Учись, выбирай. Сейчас существует множество профессий, которые дают возможность жить безбедно. Юристы, экономисты... Я же свой выбор сделал в пользу любимого дела и не жалею об этом. Сын меня понимает..."

      Еще бы! И Вова-младший, и Никита, по сути дела, воспитывались в театре. Детский сад для них родители выбирали по принципу "Поближе к театру", чтобы в любой момент можно было забежать за сыновьями, взяв их с собой на выездной спектакль или вечернюю репетицию. Спасибо добрым женщинам-вахтерам: они заменяли малышам бабушек, пока родители служили Мельпомене. К премьере мальчишки обычно знали спектакль наизусть. Им неизвестно такое понятие, как "культпоход в театр". Для них, как и для их родителей, театр - это жизнь. Отличаются ли актерские дети, выросшие "за кулисами", от сверстников? Светлана медлит с ответом, ведь ровесников своих сыновей она видит в основном со сцены.

      - Мне кажется, да, - наконец решается актриса. - Наши дети как-то беззащитнее перед реальной жизнью. Они очень много времени проводят вместе с нами в выдуманном мире, где всегда торжествует справедливость, где зло обязательно пасует перед добром. Мы воспитываем своих мальчишек на идеалах, в которые верим сами. Многие считают, что эти идеалы устарели. Во всяком случае, они не сделают жизнь наших детей легкой и безоблачной.

      Тему продолжает глава семьи:

      - Актерские дети, на мой взгляд, более общительны, контактны, терпеливы, менее избалованы. Они очень тянутся к доброте, к теплу. Им не хватает нашего внимания. Мы со своим творческим фанатизмом и особым графиком работы многого им недодаем, к великому моему сожалению.

      Сам Володя рано почувствовал себя взрослым. Мама растила его одна. Она работала бухгалтером в воинских частях, переезжала вместе с сыном из одного гарнизона в другой. Детство Владимира разбросано по стольким городам и краям нашей необъятной Родины! Иногда мама уезжала в командировки, и Володя уже с одиннадцати лет оставался на несколько дней один, готовил себе еду, убирал в квартире.

      - Он у меня такой хозяйственный, до сих пор всю домашнюю работу делает лучше, чем я, - восхищается и одновременно кается Светлана. - Когда я выходила замуж, единственное, что я умела, - это варить вермишель. Сколько терпения потребовалось Володе, чтобы дождаться, пока я овладею навыками ведения хозяйства! Недавно мой супруг очень своеобразно похвалил меня за борщ, который удался на славу. Владимир сказал, что теперь меня наконец можно выдавать замуж...

      Четырнадцать лет они вместе. И на работе, и дома. Это очень трудно, но это счастье. Трудное счастье. Они почти никогда не ссорятся из-за того, кому сегодня выносить мусорное ведро, хотя ссорятся очень часто. Размолвки в семье Микулицких, как и во многих других актерских семьях, происходят, как правило, на "производственной почве".

      - Очень хочется, чтобы твоя "половина" сыграла роль как можно лучше. Кажется, что ты знаешь, как этого достичь, и порой делаешь супругу такое замечание, какое никогда не позволишь себе высказать в адрес другого партнера, - анализирует Светлана.

      - От близкого человека любую критику воспринимаешь болезненней. Для Светы мое мнение вообще очень много значит, поэтому она не любит его выслушивать. Когда она сдавала вступительные экзамены в институт, я, как старшекурсник, имел право присутствовать на творческом конкурсе. Но Света, по-моему, больше боялась меня, чем преподавателей. Я был изгнан из аудитории и метался за дверью, как лев в клетке... Так оно и происходит: с одной стороны, совместная работа над спектаклем создает для каждого из нас дополнительные сложности, с другой стороны, никто лучше, чем Света, не поймет и не поддержит меня в те минуты, когда на душе скверно оттого, что не идет роль. Это состояние невозможно объяснить человеку, далекому от театра, - утверждает Владимир.

      Людям, далеким от театра, действительно трудно понять этих "вечных детей". Как передать ту тоску, которая наваливается на актера в моменты его невостребованности? Забытый режиссером артист чувствует себя никому не нужным, брошенным, глубоко несчастным. Совсем как ребенок, надолго оставшийся один. Светлане больше, чем Володе, знакомо это чувство. И хотя сейчас она ощущает в себе уверенность (и не без оснований), Светлана по-прежнему лелеет мечту о "своем" режиссере, который поможет ей раскрыться. А Володе, наоборот, нравится сотрудничать с разными постановщиками.

      - Эта работа может быть удачной или неудачной, но в любом случае - увлекательной. Каждый новый режиссер - это другая манера общения, другой образ мышления, другой мир творчества. И это здорово!

      Они такие разные, Светлана и Владимир. И такие похожие в своей любви к театру, в своей открытости и доброжелательности.

      Она о нем: "Володя - глубоко порядочный человек. Он просто не способен на подлость. Добрый, честный. Вспыльчивый, этого у него не отнимешь, но быстро отходит. Так, наверное, и положено творческому человеку, у которого эмоции всегда хлещут через край..."

      Он о ней: "У меня очень обаятельная жена. Четырнадцать лет мы вместе - и до сих пор не могу устоять перед ее обаянием. Я называю Светлану "моей комсомолкой". Почему? Потому что она у меня правдо-любка. Ей нужна абсолютная чистота в отношениях, она не приемлет лицемерия, лжи. Кому-то это может показаться наивным, у кого-то вызовет улыбку, а у меня - только чувство глубочайшего уважения и восхищения".

      Микулицкие не просто актеры. Они актеры-кукольники. А куклы - те же дети. Послушные или вредные, рассудительные или взбалмошные, веселые или печальные - какими они будут, зависит только от актерского мастерства "родителей", своей игрой вдыхающих в кукол жизнь. Так что семью Микулицких можно считать многодетной. В ней, помимо мамы, папы и двух сыновей, постоянно живут Светины и Володины роли, куклы, театр, счастье и любовь.

      Такая вот большая, просто о-огромная семья!

Фото из семейного архива.

Источник: Вяткина, Е. Вечные дети : [актеры театра "Золотой ключик" Светлана и Владимир Микулицкие] / Е. Вяткина // Озерский вестник. - 1998. - 28 марта. - С. 1, 4.