"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад


«ОКОЛО ТЕАТРА»


      В четверг озерчане прикоснулись к истории театра драмы и комедии «Наш дом». Прикоснулись в буквальном смысле. Фотоальбомы с черно-белыми фотографиями и вырезками из газет лежали на столике в малом зале, где в рамках проекта «Около театра» проходила встреча из цикла «История театра в фотографиях», посвящённого 75-летнему юбилею «Нашего дома».

      «Подходите, смотрите!» – гостеприимно приглашала актриса Ольга Кудрявцева, люди внимательно разглядывали потёртые листы с приклеенными фотографиями и надписями от руки, старые афиши, тетрадку в косую линейку с ролью Марии Латуш из оперетты «Принцесса цирка» и многое другое. Настоящие раритеты, сохранившиеся до наших дней…

      Прозвенел третий звонок. Публику поприветствовал Заслуженный артист России, идейный вдохновитель цикла «История театра в фотографиях» Вохобжон Азимов, после чего начался интереснейший разговор о жизни нашего театра второй половины прошлого века. Если точнее, в орбиту пристального внимания попал период, охватывающий два десятилетия с 1958 по 1978 годы.

      Ранее, в апреле горожане смогли послушать о самых первых годах существования театра, познакомиться с архивными фотографиями, которые заботливо перевёл в «цифру» фотограф Михаил Лубнин. Теперь же настал черёд продолжить это увлекательное историческое путешествие.

      Помогал Вохобжону Иминовичу его коллега по цеху, «документовед» Геннадий Зимбель, зачитывающий настоящие приказы, постановления, цитаты из газетных статей. Ну и конечно, украсили разговор воспоминания очевидцев тех событий.

      Невероятно, но в 50-х годах прошлого века труппа театра насчитывала до 150 человек (!!!), в зале могло уместиться до 800 человек, это не считая балкона. Помимо драматических спектаклей репертуар включал в себя и постановки в жанре оперетты.

      Музыкально-драматический театр им. М. Горького – именно так назывался театр в середине 50-х. В состав труппы входили вместе с драматическими актёрами профессиональные вокалисты, инструменталисты, танцовщики.

      Родители Михаила Лубнина были заядлыми театралами: «Те или иные новости, которые мама почерпнула в театре сама или с помощью своих подруг, неделями являлись центральными темами в их разговорах в течение нескольких недель. У батюшки заинтересованность к театру была немножко другая – тогда театральный буфет был очень хорош. Там продавали то, что можно было увидеть не везде в Советском Союзе, а с другой стороны, это был повод галантно поухаживать за своей женой, и театральная атмосфера настраивала именно на такой способ общения».

      «Женщины в театре могли выгулять свой очередной наряд, и театр начинался уже в гардеробе, с вешалки. Родители, как и другие зрители, не торопясь, прогуливались по фойе, я это вижу как сейчас. А та удивительная атмосфера наполненного зала! Люди негромко переговариваются, рассматривают зал в бинокли, везде витают ароматы духов. В оркестровой яме настраиваются инструменты…

      Вдруг постепенно гаснет свет, затихает гул в зале, и в этой волшебной тишине слышатся шаги дирижёра, шорох раздвигаемого занавеса. Дирижёр подходит, ударяет три раза своей палочкой, начинается спектакль…

      Очень любил оперетту, более того, оказавшись в Москве и услышав Шмыгу, я не сразу ее принял. Голоса, которые я слышал в нашем театре, по моему мнению, были гораздо интереснее!»


      Сначала из-за режима секретности коллектив театра не мог ездить на гастроли. Мало того, даже отпуск все проводили в закрытом городе. Чтобы как-то сменить обстановку, сотрудники театра выезжали на природу и устраивали там настоящие представления-капустники на свежем воздухе.

      Уже потом театр стал ездить со спектаклями по городам Челябинской области. Постепенно география больших и малых гастролей расширялась – Белорецк, Курган, Целиноград, все «закрытые» города-побратимы, всё дальше и дальше по нашей необъятной стране. Гастроли иногда длились по полгода – по месяцу в одном из городов.

      Ольга Кудрявцева с трепетом вспоминает общение с актёрской династией Ранневых: «Мне круто везёт на встречи и знакомство с прекрасными людьми, а супруги Ранневы тоже были замечательными людьми и актёрами. Пётр Иванович Раннев был артистом оперетты, ярким, запоминающимся. Коммунист, участвовал на фронте в концертных бригадах.

      После войны уехал с молодой женой и двумя детьми от первого брака на север, руководил театром, в составе труппы были артисты, прошедшие ГУЛАГ. Его полюбили и политические, и уголовники, а когда семья переехала в Хабаровск, им в благодарность даже подарили огромную шкуру белого медведя.

      Сусанна Анатольевна Раннева – актриса от Бога, преданная и верная жена, замечательная мать, а какая хозяйка! Когда мы с ней встречались, готовила всегда что-нибудь вкусненькое. Сыновья Николай и Алексей тоже успели поработать в театре, пока не уехали в Москву к родной матери».


      Только вдумайтесь, с 1958 по 1968 годы в музыкально-драматическом театре было поставлено более ста спектаклей! Жизнь кипела, у большинства жителей не было телевизоров, и театр являлся центром культурного притяжения. К актёрам относились с чувством благоговения, встретить их на улице считалось великим счастьем и большим событием.

      Вохобжон Азимов перечисляет спектакли, которые показал Челябинский областной театр драмы и музыкальной комедии за время гастролей с май по июнь 1968 года. «Мистер Икс», «Вера, надежда, любовь», «Весёлая вдова», «Последний чардаш», «Баядера», «Белая акация», «Полярная звезда» – сколько чудесных оперетт, какие названия!

      Казалось, что так будет всегда, но уже в сентябре 1968-го решено преобразовать театр драмы и музыкальной комедии в драматический театр, а артистов оперетты, музыкантов перевести в театры других городов.

      С чем было связано такое решение? И было ли оно оправдано? Вопросов, конечно, много, но с тех пор на гастроли вывозили в основном драматические постановки. Кстати, некоторые артисты балета, хора остались работать в нашем театре на других должностях и принесли немало пользы уже в новом качестве.

      19 ноября 1970 года к труппе театра присоединилась актриса из Свердловска-44 Эмма Власова.

      Без преувеличения, Эмма Митрофановна – кладезь множества прелюбопытнейших подробностей, забавных историй, и слушать ее можно бесконечно!

      «Сюда мы приехали с мужем, посмотрели, вроде все хорошо, заблудиться не заблудишься, на улице вокруг люди хорошие, добрые, показывают, как до театра дойти. В театре актёры на меня смотрят настороженно, думают, кто это пришел. Потом мне предложили прочитать пьесу и выбрать себе роль, я очень удивилась, потому что в жизни никогда ничего не выбирала. Я отвечаю, так я не героиня, а по амплуа оперетты – субретка и каскадная певица….

      Когда я пришла в наш театр, меня поразил коллектив, у всех потрясающая дикция! Каждая буква, каждая интонация, всё слышно. Если помните Коганова, какой баритон, а Киреев, Ливанов, Вера Ивановна, Овчинникова. У Зайцевой – буковка к буковке, вот так тогда учили!»


      К огромному сожалению, в одной статье трудно пересказать всё, о чем говорили, вспоминали в этот вечер, и когда пришло время прощаться, никто не торопился расходиться. Зато 5 октября горожан приглашают вновь окунуться в прошлое театра. На третьей встрече цикла «История театра в фотографиях» речь пойдет о 80-90-х годах. Приходите, будет интересно!

Д. Рябова, А. Лешкин


Источник: «Около театра»: назад в прошлое «Нашего дома»: [В театре прошла встреча из цикла «История театра в фотографиях», посвящённого 75-летнему юбилею «Нашего дома»] / Д. Рябова, А. Лешкин // Ozersk74.ru. – 2023. – 29 сент. – Режим доступа: https://ozersk74.ru/news/city/443340.php