"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

Б. Ходырев,
артист театра
"Золотой петушок"

КУКЛЫ УХОДЯТ СО СЦЕНЫ

      Сорок пять лет в нашем городе жили куклы. Сколько поколений юных горожан приходили на встречу с удивительными существами, которые умели радовать и веселить, заставляли грустить и думать. Доброе в кукольном театре становилось еще добрее, а злое казалось смешным и совсем, совсем не страшным. Милые наивные куклы, им не дано знать, что добро не всегда побеждает, а зло не всегда бывает наказано. Все это мы узнаем потом, а тогда, в детстве...

      Группа молодых артистов, приехавших работать в драматический театр, решила сделать юным горожанам (ныне почтенным бабушкам и дедушкам) сказочный, королевский, по тем сложным годам, подарок - кукольный спектакль. Нет цехов. Нет бутафоров. Нет портных. Нет художников. Но есть желание, есть мечта. И вот уже получены посылки из столицы нашей Родины от мастеров Центрального государственного театра кукол, от самого С.В. Образцова. В посылках - куклы. Дере-вянные, тяжелые, неуклюжие, с гапитами - специальными ручками, предназначенными для того, чтобы держать куклу. Гапиты утыканы рычагами, от которых вверх тянутся лески. Несколько часов не утихал смех в репетиционном зале, где из посылочных ящиков были извлечены впервые театральные куклы, появившиеся в этом тогда еще не городе, а всего лишь поселке. Родители тех, для кого все это и было затеяно, занимались нешуточным делом. Они строили город, они возводили заводы, они работали на оборону страны.

      Артисты делали сказку. Первой постановкой был спектакль "Конек-горбунок". Премьера! Малый зал! Веселье, шум, смех, и вдруг тишина... и в этой тишине детский голосок: "Берегись! Спасайся!" О чудо! О чудо театра! Свершилось!

      Театр родился! Ноют актерские руки, ломит шею, спину. Ощущение такое, будто влечение часа ты носил десятикилограммовую гирю в поднятой кверху руке. Но нет, то была не гиря, то живое существо: оно смеялось, говорило, грустило, молило, издевалось, бранилось, плакало, благодарило...

      Событие, свершившееся в жизни маленького городка, было значительным. Не каждый областной центр страны мог похвастаться собственным театром кукол. Руководители города понимали это. С первых дней существования театр был окружен вниманием и заботой.

      В театре кукол "инструмент", на котором играет актер, - это кукла. Ее нужно смастерить. Помните папу Карло, который из полена сотворил Буратино? Первые мастера-кукольники нашего театра тоже делали кукол из дерева. Одежду прибивали прямо к деревянному "телу".

      Если герой по ходу сказки должен был переодеться, то делали подменную куклу и одевали на нее другую одежду. Таких дублей иногда изготавливали несколько для одного героя. Мастерам хватало работы. Это были удивительные люди, умеющие из неодушевленных предметов: дерева, ткани, пуговиц, тесьмы, мочала - изготовить "чудо", которое оживало в руках артиста-кукольника. Работают и сегодня опытнейшие мастера - Иван Кулак, Александр Щербаков. Их руками создана не одна сотня кукол.

      За первые десять лет было поставлено более 20 спектаклей. В них играли Владимир Зыков, Ольга Чабан, Сергей Макаров, Клавдия Белых, Алла Шаповаленко. Мне посчастливилось работать с ними. Моя встреча с основателями театра состоялась в тот сложный, во многом и сегодня спорный период, который и привел театры кукол к их нынешнему странному положению. Где-то в 1969-1973 годах впервые в Советском Союзе в театрах кукол артисты стали выходить из-за ширм и работать в так называемом "живом плане". Впервые это сделали в театрах Латвии, Литвы, Эстонии, в Ленинграде. На 14 международном фестивале театров кукол, который проводит международная ассоциация кукольников "УНИМА" один раз в 4 года (как олимпийские игры), в Москве в 1976 году шли горячие споры о "живом плане", о праве выхода из-за ширмы.

      Именно этот фестиваль стал полем сражения куклы и человека, куклы и актера, куклы и "живого плана". Многочисленные бегущие и, как всегда, не успевающие за новаторством режиссеры стали давать "живой план" в любом виде. Он заполонил советские театры кукол на десятилетия. С приходом его и возникла проблема. В тот период театры кукол были своеобразной театральной "Колымой", куда "ссылали" артистов, не проявивших себя в драматическом театре, в опере и балете, филармонии. За ширмой все можно спрятать. И прятали. "Живой план" заставил руководителей театров кукол броситься в театральные училища в поисках профессионалов-кукольников. При инсти-тутах искусств набирались большие группы - только кукольные. Был, спрос. Готовили кукловодов. Они приходили в театр - и тут их начинали перековывать. Делать из них универсалов. Театр превратился в экспериментальную площадку для режиссера. Многие из экспериментаторов до сих пор продолжают "уникальный эксперимент". Забрав у скрипача скрипку, истерически кричат, что он не музыкант вовсе, поскольку не умеет без инструмента ласкать слух чарующими звуками. Куклу изгнали. В одном из театров Урала говорили, что кукла не выдерживает смысловой нагрузки в том или другом драматургическом материале, а значит, ее можно убрать прямо во время действия спектакля. Отбросить, как чурку, как полено. За ненадобностью. Лукавство! Там, где нет куклы, нет театра кукол. Там, где нет актера-кукловода, нет театра кукол. Именно этот бесспорный вывод дает мне право и возможность перейти к проблеме, которая складывалась в нашем муниципальном театре "Золотой петушок" в последние десять лет и привела ныне к изгнанию куклы из театра кукол. Все это происходит на моих глазах, и отделить себя от событий не представляется возможным.

      Когда мы с женой начали работать здесь, театром "Золотой петушок" руководила Н.М. Лисенкова, режиссером был начинающий Е.Р. Ткаченко. Ниной Михайловной были приглашены профессиональные актеры-кукольники: Людмила и Александр Мирошкины, Ольга и Алексей Шамановы, Ирина и Юрий Костерины, Светлана и Владимир Микулицкие. Позже из Магнитогорска приехали опытные актрисы Светлана Медведева, Лариса Дрожжина. Режиссер ставил интересные спектакли, великолепное оформление создавала художник Тамара Мингалева. Актеры пели, танцевали, работали с куклами. У раннего Е.Р. Ткаченко кукла была основным героем любого спектакля. Именно это ставило наш театр в один ряд с сильнейшими театрами уральской зоны, в которую входили лучшие кукольные коллективы Союза - Магнитогорска, Тюмени, Уфы, Кургана, Челябинска, Свердловска.

      Недолго длилось это счастье. Е. Ткаченко уехал на Украину, и началось хождение нашего кукольного по режиссерским рукам. Н.М. Лисенкова прилагала огромнейшие усилия к подбору режиссерских кадров. Все было. Но актерская труппа была так хорошо, удачно, грамотно собрана, что даже внутренние трения, которые всенепременно есть и будут (как в любой семье), не смогли разрушить творческое начало. В новом здании театр проводит первый зональный фестиваль театров кукол, и лучшими спектаклями были признаны спектакли нашего театра. Актеры Александр Мирошкин (ныне актер театра кукол г. Трехгорного) и ваш покорный слуга Борис Ходырев, главный художник театра Тамара Мингалева были награждены дипломами и призами жюри фестиваля и Министерства культуры СССР. Театр на подъеме. Труппа мобильна, высокопрофессиональна. От встречи с разными режиссерами появляется умение понимать и выполнять любые режиссерские задачи, если они ставятся конкретно и точно. "Живой план", к которому я вновь возвращаюсь, по-прежнему в большей или меньшей мере используется в спектаклях. Но кукла на первом месте. Кукла еще жива.

      В театр вновь вернулся Е.Р. Ткаченко. Нам показалось, что кукла все меньше и меньше стала интересовать режиссера. Уехали А. Мирошкин, Шамановы. Ушла из театра директор Н.М. Лисенкова. Думает об отъезде И. Костерина. Я поступил в институт и с головой погрузился в учебу. Театр буксует.

      Зрители Озерска, "выросшие на куклах", все чаще и чаще стали видеть на сцене театра актеров в костюмах и без кукол. Актеры не понимают, какому Богу молиться. "Живой план" начинает преобладать над кукольным планом. Зрители покидают театр кукол, где куклы больше нет. "Живой план", более яркий и профессиональный, они с удовольствием смотрят в театре "Наш дом".

      Мое волнение, я думаю, не стоит объяснять зрителям. Для меня начинается 21-й театральный сезон в театре кукол "Золотой петушок" и 25-й сезон - актерский. Каким он будет для нашего театра? Для меня? Мне не безразлична судьба "Золотого петушка". Смею надеяться, что и вам тоже.


Источник: Ходырев, Б. Куклы уходят со сцены / Б. Ходырев // Озерский вестник. - 1997. - 15 октября. - С. 3.