"В память о времени и людях": Полнотекстовая база данных об Озёрске
Искусство
вернуться назад

А. Дерновая

ХУДОЖНИКИ ИЗ "ЧеКа"

      Не устаю поражаться и восхищаться: в каком же все-таки удивительном месте земного шара мы живем! Вокруг великолепные леса, озера - только наслаждайся! А драгоценности ну просто валяются у нас под ногами! Что я имею в виду? Уральские самоцветы, которыми так славится наш край. Мы ходим по ним, даже не замечая их...

      Но есть среди общей массы и те, кто ценит дарованное свыше богатство и находит ему должное применение. Это настоящие энтузиасты своего дела - художники, которые заставляют природный камень оживать, превращая его в окружающий нас ландшафт или даже картины. Причем без единой капли краски! Каким образом? Необработанные кусочки камня долго и кропотливо подбираются по цветовым оттенкам, а потом складываются в произведения искусства. "Мастеровые" трудятся на отшибе, в одном из полуразрушенных помещений бывшей базы УРС. Именно там мне и фотокорреспонденту "ОВ" удалось познакомиться с интересными людьми - авторами и исполнителями уникальных творческих проектов.

      Михаил Кащеев работает в технике русской мозаики, которая немного моложе флорентийской (а последней уже лет триста!). Она представляет собой процесс наклейки пластин камешка один к одному, без шва, на какой-то предмет. Однако Михаил дал этой технике новое направление, сделав несколько картин - как известных художников, так и собственных. Биолог-охотовед с высшим образованием, он последние 12 лет своей жизни посвятил этому виду искусства, занимаясь им вплотную:

      - В своем творчестве мне хотелось максимально приблизиться к палитре, увиденной на полотнах великих мастеров живописи, - говорит М. КАЩЕЕВ. - Надо сказать, что работа с камнем затягивает. Думаю, что творческий процесс не закончится никогда, так как познать его до конца невозможно, поэтому мне очень интересно.

       - Расскажите, что конкретно вы делаете?

      - Вот, например, две работы - копии картины британского художника Гейнсборо "Девочка с собачкой и кувшином". Одна сделана 8 лет назад (тогда у меня палитра камня была ограничена). А вот работа трехлетней давности, здесь цвет более насыщенный и минералы раз-ные. В основном я использовал метаморфизированный кремниевый сланций толщиной до одного миллиметра, затем - известняки, змеевик, есть мраморизованный камень с наполнением графита... И вторая работа очень близка к оригиналу.

      Для того чтобы составить один дециметр каменной картины и набрать стыкующиеся по цвету, форме элементы, Михаил должен "перелопатить" около пяти квадратных метров камня!

      - Но иногда и этот дециметр не нравится, тогда срубаешь его - и все начинаешь сначала, - говорит художник.

       - Вот вы собрались вместе, трудитесь, можно сказать, не поднимая головы. Чего вы хотите?

      - По сути, ничего. Это метод самовыражения. Но недавно наше творчество заметили и оценили по достоинству. Конечно, это очень приятно, потому что многие годы мы находились, можно сказать, в подполье: работали в гаражах и подвалах, ничего никому не показывали. А сейчас нас заставили выйти на арену и представить, что мы умеем.

      - Наверное, для вас это важно?

      - Лично мне охи, вздохи, поцелуи не нужны, в том числе и всемирное признание. Достаточно того, что мне нравится мое занятие, хотя наше творчество пока не приносит доходов. Но время покажет...

      Производственно-творческая группа художников по камню, у которых мы побывали в гостях, называется странным словом "ЧеКа". Оказывается, оно составлено из первых слогов двух фамилий. С "Ка" мы уже познакомились (наверное, догадались, что это Кащеев). А вот "Че" это Вадим ЧЕБАКОВ. Он дипломированный художник, выпускник Нижнетагильского училища прикладного искусства.

      - Я профессионал по металлу, но уже полжизни работаю с камнем, - признался Вадим. - По сути, это два материала, которые не отделимы друг от друга. С Михаилом мы сотрудничаем очень давно, а сейчас появилась возможность разнообразить творчество, использовать новые материалы, в том числе и камень. Что прельщает в нем? Прежде всего цвет - он не повторяется. Мы используем натуральный камень с минимальной доработкой его естественной формы. И только вручную. Поэтому одинаковых изделий нет и быть не может, так как одинаковых камней по форме и по цвету в природе нет. Вот и получается то, что вы видите перед собой: две черепахи, но они совершенно разные.

      Вместе с Вадимом работает и его жена Ирина. "Где муж, там и я, говорит она. Начинала подсобным рабочим, а потом и к более серьезным процессам подключилась. Мой брат тоже художник, учился вместе с Вадимом. Наверное, и у меня есть творческие способности".

      В общем, группа трудится увлеченно и слаженно. Но как же все-таки произошел их выход из подполья на большую арену? Все изменилось в лучшую сторону осенью прошлого года. С творчеством дружной компании случайно познакомился Игорь ПОПАДЕН - неравнодушный человек, житель нашего города. И решил помочь художникам - вытащить их из унизительного положения нелегалов, потратив собственные сбережения на аренду хоть какой-то площади для мастерской. Так Михаил Кащеев, Вадим и Ирина Чебаковы получили возможность развернуться и показать, на что они способны. Художники из "ЧеКа" доказали свой высокий профессионализм, получив на VI специализированной выставке, которая проходила в начале апреля в Екатеринбурге, диплом I степени в номинации "Ландшафтная архитектура и дизайн. Городская среда, малоэтажное строительство". В дипломе дано обоснование такой награде: "За оригинальное использование уральского камня при изготовлении малых форм в ландшафтной архитектуре". Он подписан заместителем главы Екатеринбурга А. Ляшенко.

      Теперь дело за нашей городской властью: увидят ли, оценят? Но самое ценное для людей искусства - это признание коллег. К экспозиции озерских прикладников подходили и обычные зрители (только по билетам значилось 20 тысяч человек!), и художники. Все до единого выражали искреннее восхищение.


Источник: Дерновая А. Художники из "ЧеКа": [Производственно-творческая группа художников по камню "ЧеКа": М. Кащеев и В. Чебаков] // Озерский вестник. - 2007. - 26 апреля. - С. 22.