П. Трякин


МОЯ СУДЬБА

       Судьба каждого человека уникальна и своеобразна. На опыте одних мы учимся не совершать ошибок, жизнь других - пример для подражания, биография третьих - сама наша история. Именно историей города, ее частицей, можно назвать жизнь одного из ветеранов комбината и Озерска Петра Ивановича Трякина. Сегодня, накануне его юбилея (12 июля - 85 лет со дня рождения), мы представляем читателям автобиографические заметки виновника торжества.

       На Базу 10, как в первые годы называлось наше предприятие, я приехал в конце декабря 1947 года. И был назначен руководителем группы химии. Заводы еще строились, не дымилась ни одна труба. Все силы были сосредоточены на строительстве завода 22, первого реактора "А" и завода 25.

       Нужная для производства химическая продукция уже поступала, надо было принимать, проверять ее качество. Складского хозяйства в то время не было, строить пока не начинали: необходимо было срочно готовить заводы к пуску. Складировали материалы на площадке, где сейчас расположен магазин "Огонек", около старой гостиницы. С химической продукцией я был знаком: до этого работал на Чапаевском химическом комбинате по производству взрывчатых веществ.

       В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, я только что окончил третий курс Куйбышевского индустриального института. Студентов из нашего института в армию не призывали, а послали всех на военные заводы по выпуску продукции, необходимой для ведения войны. Я еще до поступления в институт прошел военную подготовку и имел звание младшего лейтенанта, поэтому с самого начала войны выехал в воинскую часть, куда был заранее приписан. На третий день войны я был уже в военной форме в своем полку.

       Из военных наград имею орден Красной звезды и 12 медалей. Демобилизовался в январе 1946 года, сразу поступил на 4 курс своего института.

       В июне 1947 года, после окончания института, меня направили на работу в г. Чапаевск Куйбышевской области. Проработал недолго: обком партии направил сюда, на Базу №10.

       Работали мы в первые годы очень напряженно. Строители и монтажники трудились круглосуточно, в две смены по 12 часов. Заводоуправление работало с 9 утра до 12 ночи с перерывом на обед и ужин. Такое было напряженное время.

       Химическую продукцию, которая требовалась для наших заводов, мы получали чаще марки "ХЧ" (химически чистая). Многие предприятия страны такую продукцию не могли изготавливать. Мне как руководителю группы химии приходилось выезжать на различные заводы страны и просто требовать выполнения правительственных указаний о поставке продукции нужного нам качества. Я много раз бывал на различных заводах: в Березниках, Щелково, Чапаевске, Ленинграде, Свердловске, Верхней Салде, Первоуральске, Миассе, Челябинске и др. городах.

       В 1949 году меня назначили заместителем начальника отдела 9. Объем работы резко увеличился. Но я любил работу и считал: чем ее больше, тем лучше, тем быстрее крутиться, веселее жить.

       Когда в 1956 году у нас в городе образовался Горком партии, а на комбинате стали создавать первый партийный комитет, то меня избрали в его состав и я стал работать заместителем секретаря партийного комитета комбината. Три года я проработал на освобожденной партийной работе, а затем перешел на работу на завод начальником смены отделения. Мне очень нравилось работать на везде. План мы всегда выполняли. Отработаешь смену 6 часов, времени свободного много. Я много занимался спортом: летом волейбол, зимой лыжи и коньки. Ходили вечерами на каток всей семьей.

       Хорошее было время, мне не хотелось уходить с завода. Но в декабре 1960 года Николай Анатольевич Семенов (он тогда был директором комбината) предложил мне должность заместителя директора комбината по общим вопросам. Я побывал в Москве для утверждения в должности на коллегии Министерства и стал работать.

       С работой я быстро освоился. Работая в парткоме комбината, я очень часто бывал на всех основных заводах и во вспомогательных цехах, хорошо изучил коллективы, руководителей, знал нужды каждого завода. А теперь на новой должности я должен был помогать руководителям в устра-нении недостатков, обеспечивать средствами, материалами, чтобы коллективы заводов работали в лучших условиях труда. Вначале мне казалось, что мы, комбинат, живем хорошо. Материальное обеспечение неплохое, план всегда перевыполняем, занимаем классные места. А когда я побывал на других комбинатах, в родственных нам городах, посмотрел, как они живут, то понял, что они нас кое в чем обогнали. Мы как-то слишком скромно жили. Главным у нас было дать продукцию, выполнить государственный план, а о своей жизни думать было некогда, не замечали, что мы стареем. Другие города выглядели как-то современнее, производственные помещения были лучше, новее. Правда, они и строились гораздо позднее нас. У нас даже здание заводоуправления выглядело каким-то старым, темным, как будто его строил еще Демидов-старший. На заводах некоторые руководители находились в плохо приспособленных производственных помещениях. Дороги на промплощадках были в плохом состоянии, особенно загородные: было очень трудно проезжать автобусам, а пассажиры, выходящие около проходных, не знали, куда идти, чтобы не намочить обувь, ноги. В особенно плохом состоянии были вспомогательные цеха. Да и здесь, в городе, старожилы помнят: около ДСК после дождя проехать было невозможно, около профилактория всегда стояла вода, как малое озеро. Проехать в Касли, Кыштым, Б. Куяш было невозможно. Так происходило не потому, что не было средств, а просто все это как-то не замечалось.

       Получив большую должность, я, прежде всего, взялся за изучение инструкций и положений по образованию оборотных средств, контроль за их состоянием. Это входило в мои прямые обязанности: образование средств на капитальный ремонт и др. вопросы экономики.

       Все это очень помогало в дальнейшем в моей повседневной жизни и работе.

       С первых дней я стал много внимания уделять строительству загородных дорог. Легковых автомашин в городе стало очень много, а выехать за город нельзя. Вначале мы все просили денег на строительство загородных дорог у Главка, Министерства. Но там ответили: дадим только на одну дорогу, до Б. Куяша, больше денег не дадим. Посоветовавшись с автохозяйством, мы решили строить хозспособом. Начали строить дорогу в Касли. Дорожный отдел и все водители автохозяйства много приложили сил и старания. За два года дорогу выстроили, укатали ее, а потом покрыли асфальтом. И сейчас дорога в проезжем состоянии в любое время года. Строители проложили бетонную дорогу до Б.Куяша. Дорога добротная, но они положили железобетонные плиты, и ездить по ней было очень тряско, большую скорость не разовьешь на автомашине. Мы положили на нее асфальт, и дорога стала очень хорошей. Долго строили дорогу на Кыштым, т.к. строить по старой трассе не хотелось. Старожилы помнят, что дорога сначала проходила около озера Большая Нанога, но там была большая дамба и очень крутой подъем - трудно было подниматься и очень опасно спускаться. Новую дорогу построили около озера Малая Нанога. Убрали большую гору около КПП-3 - теперь дорога прямая, скоростная. Помогли г. Кыштыму, сделали хорошую дорогу около Кыштымского радиозавода и по го-роду до железнодорожного вокзала. Сделали дорогу в поселок №2 (на Татыш). Добротные дороги построили на промплощадке; дорожный отдел их всегда хорошо моет, и шины автобусов не везут грязь в город. Много сделали дорог и в городе. А также в пионерские лагеря, на базы отдыха "Волна" и "Солнечная".

       Деньги тратили за счет средств капитального ремонта, спасибо главным бухгалтерам комбината за то, что они принимали все незаконные расходы дорожного отдела. Правда, мне всегда приходилось делать объяснения и заверения, что это в последний раз. Зато дороги у нас сейчас хорошие.

       Конечно, все сразу не сделаешь, не осилишь, но постепенно все стало улучшаться, переделываться. Средства умели находить: источников у комбината было много. Главное, я старался развить инициативу улучшения жизни и условий труда на комбинате.

       Когда стали выезжать за город, пошла большая мода на организацию баз отдыха. Каждый завод стремился сделать уголок отдыха на природе для своих работников. Я всегда старался помочь в решении этого вопроса всем руководителям. Мне кажется, базы отдыха от заводов в то время были очень хорошими. Сделали хорошую базу отдыха "Волна" для работников комбината, для тех подразделений, которые не имели своих баз отдыха. Была построена хорошая столовая, буфет. Завком распределял путевки.

       Трудно было провести капитальный ремонт заводоуправления, но все же выход нашли: провели в два приема. Вначале правую сторону, а затем левую. Успели к празднику - к 30-летию комбината. Гости, приехавшие на празднование Дня комбината, были очень довольны, что Управление комбината выглядит хорошим, современным зданием. К празднику также были отремонтированы и кабинеты руководителей основных заводов. Даже министр Е.П.Славский похвалил ремонт заводоуправления на 235 заводе, заметив, что "на наших заводах теперь чисто, приятно работать в таких условиях, а вы говорите, у нас все грязно".

       Особое внимание я уделял материально-техническому снабжению. Комбинат большой, производство разнообразное, требуется много различных материалов, запчастей. Мне приходилось часто выезжать в Министерство на заводы, чтобы приобрести нужные материалы. В то же время надо было следить и за соблюдением установленных нормативов: за сверхнорматив материалов строго наказывали.

       В работе по учету прихода, расхода и остатков материалов нам сильно помог ИВЦ. В свое время я много приложил сил и средств, чтобы создать ИВЦ: выделил помещение, произвел пристройку и самое главное - выделил деньги на приобретение новых ЭВМ. Разве можно сейчас работать комбинату без мощных, умных ЭВМ? Хотя при организации ИВЦ, закупке дорогостоящих машин меня многие критиковали за неоправданное выделение денег. Теперь поняли, что в свое время я был прав.

       Вопросу экономики в стране уделялось большое внимание. Партия и правительство издало специальное постановление "Об улучшении экономического образования трудящихся", экономическая подготовка рассматривалась как обязательная, важная сторона квалификации.

       Партийный комитет комбината обязал нас организовать экономическую учебу для инженерно-технического персонала. Мне поручили возглавить эту работу. Мы организовали вечерний Университет экономики. В нем занималось около 900 человек. Были комбинатовские работники, и желающие из городских организаций. Вначале я читал лекции и привлекал специалистов из заводоуправления. Затем договорился с кафедрой экономики Челябинского политехнического института. Лекции стали читать доктора экономических наук: А.К. Орлов, Н.И. Цибакин и другие. По окончании двухгодичной учебы мы выдавали свои удостоверения. Активность слушателей была высокая и на лекциях, и на семинарских занятиях. Некоторые шутники наш университет в шутку прозвали УПИТ, и один главный инженер завода в своем отчете сказал, что у него на заводе весь инженерно-технический персонал окончил УПИТ. (А переводится: Университет Петра Ивановича Трякина). 10 лет я руководил этим университетом. Сколько было хороших лекции! я считаю, директора основных заводов и весь инженерно-технический персонал были экономически грамотными. После лекций семинарские занятия с руководителями комбината в заводоуправлении проводил я, под-готавливая сильных, подкованных экономистов.

       Трудным вопросом у нас на комбинате было устройство детей в детские дошкольные учреждения. Садиками руководил инженер, практически не имеющий никаких прав и возможностей, и детские ясли находились в ведении медсанотдела, где всегда не хватало средств на их содержание и тем более на развитие. Когда организовался отдел детских дошкольных учреждений (ОДДУ), его подчинили мне.

       Прежде всего, мы начали ремонтировать, приводить все в порядок, создавать хорошие условия для жизни и развития детей, а также стали быстро строить новые садики, чтобы у всех была возможность туда попасть. Ведь часто очередь доходила тогда, когда уже ребенок вырос, должен идти в школу.

       Но строили мы стандартно, по старым проектам. Такие садики нам не нравились, и мы стали строить детские комбинаты на 300 и более детей со всеми удобствами, хорошей отделкой, плавательными бассейнами, медицинскими комнатами, спальнями, большими залами для проведения массовых игр. Даже с компьютерными классами.

       В 1981 году, когда министерство проводило в нашем городе зональное совещание работников детских дошкольных учреждений, гости и руководители других городов осмотрели наши садики и признали, что они - одни из лучших в министерстве. Я очень много приложил труда, чтобы дети наших трудящихся могли расти, воспитываться и развиваться с раннего возраста, привыкали к аккуратности, порядку, быть здоровыми и сильными. Ребенок, приученный с детства к порядку, чистоте, опрятности, закалке в бассейне, будет всю жизнь бодрым, здоровым, чистоплотным.

       Я много сил приложил к открытию музея на комбинате. Часто на различных совещаниях говорили: надо и нам открыть музей - на всех соседних заводах есть, а у нас нет. Говорить - говорили, но никто не брался за его организацию. Я считал, что этим вопросом должны заняться кадры, но они, видя большой объем работы, отказались.

       Тогда я взялся за создание музея на комбинате. Помещения в городе свободного не найти, выселить никого нельзя. Для начала в 1971 году я выделил освободившийся детский садик №5 на Татыше. Далеко, я понимал, но считал, что, пока накапливаем материал, экспонаты, приобретаем опыт, я найду место в городе, поближе к заводоуправлению.

       Но и на Татыше мы создали хороший музей, его посещали многие. Нам очень помог директор Музея им. И.В. Курчатова. В конце 1981 года мы договорились с Н.Я. Ермолаевым (он тогда был мэром) и поменялись зданиями. Мы ему передали ж/д вокзал для организации автобусного движения, а он нам Дом пионеров, т.к. новое прекрасное здание для пионеров начали строить около профилактория. В июне 1983 года мы открыли музей комбината уже в новом здании, приурочив открытие к 35-летию комбината. Митинг провели около музея, а затем гости с большим интересом осмотрели экспонаты.

       Очень многое я сделал для автохозяйства. Было там только одно здание и грязь на площадке. Сейчас есть все: и теплые стоянки, и ремонтные мастерские. Я не жалел денег на новые автобусы. При мне автохозяйство стало одним из лучших по нашему министерству.

       Также помог ж/д цеху: мы быстро заменили паровозы на тепловозы (это дало большую экономию) и очень четко следили за разгрузкой вагонов (это основной показатель рентабельности цеха), добивались результатов, улучшали работу.

       Пионерские лагеря "Орленок" и "Звездочка" нам достались в наследство от Челябинского тракторного завода. Первые годы пионеры и школьники радовались, но руководители лагерей мучились. Здания холодные, дети мерзнут: на Урале природа суровая, больше холодных дней, чем солнечных, жарких. Я уделял много внимания улучшению жизни детей. Главное, мы создали тепло, выстроили хорошие столовые, игровые комнаты, оборудовали пляжи. Денег комбинатовских опять много потратили. До лагерей сделали асфальтированную дорогу, в лагерях тоже положили асфальт. Очень много потратил времени, сил и средств для открытия пионерского лагеря в г. Сочи в одной из Сочинских школ. Недалеко от моря сделали тоже специальную безопасную асфальтированную дорогу для наших детей. Открыть п/лагерь в таком курортном городе, как Сочи, очень трудно. Через многие инстанции надо пройти, чтобы получить разрешение. И везде рассуждают так: "А вдруг что случится у них в лагере, а мне отвечать. Лучше отказать и никаких дальнейших проблем".

       Считаю, что я много сделал хорошего для отдыха наших детей в пионерских лагерях на озере Акакуль и в Сочи на Черном море. В свое время пионеры присвоили мне звание "почетный пионер".

       Большую помощь в оснащении я оказал при открытии плавательного бассейна осенью 1967 года. В 1968 году я организовал группу здоровья по плаванию. Вот уже 34 года эта группа занимается в плавательном бассейне каждую субботу. Мы стараемся заниматься рано утром, до начала занятий учащихся. Несмотря на возраст, я стараюсь не пропускать занятия, группа моим руководством довольна. Я самый старший по возрасту.

       Пока я работал заместителем директора, я организовывал уборку урожая в наших совхозах Бурино и Кулуево, я помогал техникой и в сельскохозяйственном строительстве. Очень часто бывал в совхозах. Не уходил в отпуск, пока не закончится уборка урожая.

       Как-то так повелось, что на всем протяжении своей работы я был начальником штаба по уборке улиц в нашем городе. Мы распределили и закрепили все улицы города за заводами и цехами. Весной организовывали "ленинский субботник": выходил весь город, все работники комбината убирали улицы, приводили в полный порядок. Я не отказывался ни от одного поручения, да и надеялись на меня - Трякин сумеет организовать, город будет чистым к майским праздникам.

       Может быть, что-то я не сделал или не успел сделать, но я старался, трудился. Утром в заводоуправлении подписывал много документов, приходно-расходных счетов, чеков, писем в министерства, заводам; затем выезжал ежедневно на заводы, цеха: автохозяйство, ж/д цех, складское хозяйство; затем появлялся часов в 5 (17.00) и сидел опять с документами до половины девятого. Я не тужу, что много работал. Так работали все. Я благодарен, что комбинат меня наградил в 1954 году медалью "За трудовое отличие" и в 1963 году орденом Почета. Я член партии, до сих пор хожу на партийные собрания и плачу взносы.

       Сейчас пишу книги, написал уже четыре, собираю материал на пятую книгу. В свои 85 лет чувствую себя трудоспособным, только ноги плохо ходят.

Со слов П. Трякина записал Г.Ярцев.

Источник: Трякин, П. Моя судьба / П. Трякин // Камертон. – 2001. – 6, 13 июля.