А. Абросимов


"ХРАНИТЕЛИ"

       Уже более полувека выдает потребителям свою продукцию знаменитое на весь мир производственное объединение "Маяк" - первенец атомной промышленности страны. Свыше пятидесяти лет прошло с тех пор, как советские ядерщики получили первый слиток плутония, первый заряд, прервавший недолгую страшную монополию недавнего союзника по антигитлеровской коалиции. И лишь совсем недавно, последние десять лет, средства массовой информации разных уровней - от центральных до местных - начали рассказывать, и достаточно подробно, об истории атомной промышленности и ее буднях.

       "Озерский вестник" многократно обращался к этой серьезной теме, став, пожалуй, самым добросовестным повествователем о прошлом и настоящем "Маяка". Сегодня мы предлагаем нашим читателям рассказ о важном подразделении комбината - "седьмом" отделе. Именно этот номер - "семь" - получила одна из многочисленных структур ПО "Маяк", в обязанности которой было вменено контролировать, учитывать и транспортировать до заказчика то, что создано потом и кровью уральских атомщиков.

       КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

       Первые "хранители" спецпродукта (спецпродуктом в те времена называли на комбинате оружейный плутоний) появились еще летом 1949 года, когда в разгаре были работы по получению ядерного заряда. Через их руки проходили первые образцы "начинки" могучего оружия. Получив у производственников и проверив соответствие спецпродукта необходимым параметрам, эти люди отправляли его литерными поездами туда, где кусочки металла обретали всесокрушающую силу.

Радиоизотопный завод. В этих контейнерах уральские атомщики отправляют изотопную продукцию потребителям

       Вот как описывает один из эпизодов тех лет, связанных с работой "хранителя", ветеран "Маяка" Гурий Иванович Румянцев: "Я не видел, как увозили первые "изделия" № 66, а вернули их в цех рано утром - чуть стало светать. К цеху подъехало около десятка легковых автомобилей. Я был старшим по смене... Из автомобилей вышла группа из 10-12 генералов. Мне и до этого доводилось видеть людей в генеральских формах: Б.Л.Ванникова - генерал-полковника, А.П.Завенягина - генерал-лейтенанта, И.М.Ткаченко -генерал-лейтенанта, Б.Г.Музрукова - генерал-майора. Все они часто бывали на рабочих местах прессового участка, всех их я знал в лицо. Но это были, за исключением Музрукова, новые для меня генералы... Итак, вся группа с двумя контейнерами, каждый из которых несли по два генерала, направилась в нашу комнату. Спросили старшего, чувствовалось, что Музруков, директор комбината, не был в этой группе главным... Мне приказали контейнеры вскрыть и "изделия" изрубить так, чтобы нельзя было определить их начальную форму.

       Я рассказал о только что введенной у нас инструкции, регламентирующей обращение со спецпродуктом, который должен быть на учете у ответственного хранителя цеха. Только у него я имею право взять и только ему сдать продукцию... Через 10-15 минут прямо без переодевания привезли в цех сонного Бурлакова (хранителя - A.A.). Около комнаты, где стояли сейфы с продукцией, был круглосуточный офицерский пост". (В.Новоселов, В.Толстиков "Тайны "сороковки". 1995 год). Впрочем, это был самый первый этап в долгой истории "седьмого" отдела.

       ... И ПРОДОЛЖАЛОСЬ

       Шли годы. Первенец Минатома расширял ассортимент "изделий". Заводы "Маяка" начали работать на народное хозяйство, производя топливо для отечественных и зарубежных АЭС, нашли применение в гражданском производстве изотопы. А с вводом в строй завода РТ-1 (до сих пор единственного в нашей стране) стало возвращаться на Урал и отработанное ядерное топливо. Нельзя не рассказать о нелегкой работе "хранителей".

       Для перевозки топлива для атомных станций, научно-исследовательских реакторов, атомных подводных лодок, ледоколов используют специально созданные для этого вагоны - в них помещают контейнеры с опасным грузом. Несколько таких вагонов и вагон сопровождения образуют литерный состав, который препровождают до пункта назначения, передавая друг другу по пути следования как эстафетную палочку, специальные службы силовых ведомств страны.

Чехлы с ТВЭЛами из МОХ-топлива для реактора БН-600.

       Литерный поезд живет своей жизнью. Важнейшая его часть - вагон сопровождения, в котором располагаются инженер и несколько операторов, люди, ответственные за груз. Они по очереди несут вахту у щита управления, следя за показаниями датчиков, чутко реагирующих на изменения, происходящие в контейнерах, - ведь топливо тоже живет своей жизнью, которую надо контролировать и регулировать. Экипаж вагона знает свое дело на пять с плюсом, поскольку срабатывается годами. Надо отметить, что в этой службе не задерживаются люди, у которых есть проблемы с коммуникабельностью (не следует путать с болтливостью). Быть крепким душой для сопроводителя очень важно, ведь порой рейс длится месяц. А это - вахты, работа на кухне, в столовой, это сон, во время которого не наступает расслабления и нет отдыха. Так что в конце длительных рейсов нервы у сопроводителей бывают на пределе.

       Нельзя не сказать несколько слов о самом вагоне сопровождения. Внешне он напоминает рефрижератор, а по сути - чудо техники. Каждая система, обеспечивающая жизнь экипажа и контроля за грузом, страхуется по несколько раз. Вагоны отработали уже немалый срок, и недалек тот день, когда им на смену придет новое поколение более совершенных транспортных систем. Сегодня для уральских атомщиков наступило особо ответственное время - возвращается на место своего рождения ядерное топливо не только с атомных станций, но и с реакторов подводных лодок, отходивших свой срок, отстоявших свою, боевую вахту в мировом океане. Едут на ПО "Маяк", на участок "ВОУ-НОУ", контейнеры со снятыми с вооружения урановыми зарядами. Приходит обратно то, что должно закончить свой жизненный путь в "стекле" хранилища завода 235 или продолжить существование уже в новом энергетическом качестве. Надо отметить, что за каждый такой рейс "Маяк" платит немалые деньги и территориям, по которым проложены железнодорожные пути, и самому Министерству путей сообщения, а если топливо "едет" из-за рубежа, то расчет ведется в валюте.

       Часть же спецгрузов, перевозимых литерными поездами, следующими без остановок на станциях и по особому, известному узкому кругу лиц графику, путешествует в обычных, на первый взгляд, почтовых вагонах. Отличает их от своих собратьев, транспортирующих посылки и бандероли, немногое - пол из нержавейки да присутствие небольшого механизма для подъема особо тяжелых контейнеров. Ничем особым, пожалуй, такие "почтари" не выделяются, поскольку техническую безопасность обеспечивают конструкции контейнеров для перевозки разных видов спецпродукта, а общую безопасность призвана гарантировать вся система доставки.

       СИСТЕМА...

       Да, главным фактором, на котором основана надежность перевозок, является Система. Она вырабатывалась долгие годы. Десятилетиями накапливался драгоценный опыт координации действий Федеральной службы безопасности (раньше КГБ), Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, Минатома. Во всех ведомствах формировались группы специалистов высокой квалификации, способных выполнить свою часть работы по доставке без погрешностей и ошибок. Но главным, определяющим несомненную сохранность спецгруза, центром был "седьмой" отдел. "Хранители", а они сегодня есть на всех основных заводах "Маяка", не только высокопрофессионально ведут учет и контроль, но и умело, с учетом особенностей видов транспорта составляют маршруты и графики перевозок. Кстати, в активе "седьмого" отдела и организация перевозок отработанного ядерного топлива из реакторов Иракского научно-исследовательского центра. Эта программа проводилась в 1993-1994 годах под эгидой ООН. ОЯТ везли на "Маяк" в самолетах. Операция была очень непростой и требовала особой мобилизации усилий всех ответственных ведомств...

       Идут годы. Сталина на советском политическом Олимпе сменил Хрущев, того - Брежнев. Были Андропов и Горбачев. Появился российский президент Ельцин. Вот-вот появится новый лидер в России. Но по-прежнему атомная отрасль страны обеспечивает армию могучим оружием. По-прежнему самой секретной службой первенца атомной промышленности России остается "седьмой" отдел. Новые поколения "хранителей", воспитанные, кстати, в подразделениях "Маяка", продолжают учитывать, контролировать и доставлять до "потребителя" дорогой и опасный спецпродукт.

       Сегодня труд "хранителя" стал более тяжелым и ответственным, чем у первого поколения атомщиков. Раньше главными бедами могли быть несогласованность ведомств, разгильдяйство отдельных работников. А сегодня стала реальной угроза ядерного терроризма. Как никогда заметна будет любая оплошность при доставке груза - даже локальная авария привлечет в наши дни внимание "зеленых", Госатомнадзора, экологов, газетчиков и получит огромный общественный резонанс. И если атомный пульс страны бьется ровно: работают реакторы атомных электростанций, выходят в море атомоходы, стоят на боевом дежурстве ракеты РВСН (ракетных войск стратегического назначения), то неоценимая заслуга в этом "хранителей" из "седьмого" отдела ПО "Маяк".

Источник: Абросимов, А. «Хранители» / А. Абросимов // Озерский вестник. - 1999. - 13 ноября. - С. 4-5.