Сегодня: 29 марта, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2011 / «Забытой древности картины»

«Забытой древности картины»

155 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова

(25.07.1856 – 23.01.1933)

 

 

http://www.kirov-artmuzeum.ru/images/stories/demo/appolinariy.png

 

 

 

«Уникальность его произведений свидетельствует

о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной

со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа».

 

К. Ф. Юон

 

 

 

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов – известный русский художник, «младший Васнецов» как называли его современники в художественном мире, вошел в историю русского искусства конца ХIХ – первой трети ХХ вв. как пейзажист эпического плана, зачинатель исторического пейзажа. Он нашёл свою тему, свою манеру выражения, своё лицо художника, не похожее ни на какое другое в  многообразной плеяде ярких индивидуальностей рубежа веков. Кроме того, он  известен как автор ряда трудов по истории и археологии Москвы, астрономии, философии, эстетике и теории искусства.  

 

 

Картинка 15 из 758

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (ст. ст. 6 августа) 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой.

Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. В 1872 году окончил Вятское духовное училище, по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов. 

В 1875 году Аполлинарий отказывается от идеи поступить в Академию художеств и сдаёт экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровывается в народнических идеях.

 

 

В 1878 году Аполлинарий Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвящает себя искусству. На его формирование как художника, кроме брата, оказывают огромное влияние творчество таких мастеров как Шишкин и Куинджи.

С 1882 года А. Васнецов принимает активное участие в жизни художественного кружка имени Мамонтова в Абрамцеве. В это время тесно общается со многими художниками. 

Серый день (Серенький денек). 1883

 

Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895

После неоднократных поездок по Северу и Уралу Васнецовым был создан цикл своеобразнейших пейзажей большого эпического звучания и размаха: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Горное озеро. Урал" (1892), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Озеро в горной Башкирии" (1895) и другие.

В этих картинах и этюдах запечатлены бескрайние просторы нашей Родины, причем с удивительной достоверностью передан в них колорит разных географических ландшафтов.

 

 

В 1888 году его принимают в члены Товарищества передвижников благодаря его картине "Днепр перед бурей". Это вступление для Васнецова было значительным событием. Пора расцвета Васнецова как художника пришлась на 1890-е и первое десятилетие двадцатого века. В последних числах октября 1900 года Апполинария удостаивают звания академика в Академии художеств, а через три года он становится действительным членом этой Академии. В это время он уже является достаточно известным художником, его работы пользуются популярностью, около десяти работ приобретают для Третьяковской галереи.

В 1901 году А. Васнецов начинает преподавать искусство живописи, ваяния и зодчество в училище живописи в Москве и в течение семнадцати лет преподает там. Среди его учеников было немало таких, которые смогли стать известными художниками Советского союза.

 

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов

 

В 900-е годы А. Васнецов активно работает для театра, а также выполняет ряд архитектурных проектов.  В эти годы художником созданы декорации к операм: С. Н. Василенко "Град Китеж" (1902-1903, неосуществленная постановка); Н. А. Римского-Корсакова "Садко" для Мариинского театра, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1908) для Мариинского театра, "Царская невеста" (1912) для Народного городского театра; П. И. Чайковского "Опричник" (1911) для частной оперы Зимина; финальная сцена к опере М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1914) для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным); выполнены декорации и эскизы костюмов к спектаклям "Купец Калашников", "Шемякин суд" и "Бежин луг" для Народного городского театра.

 

 

В этот период, признанный мастер пейзажа выбирает новый путь в искусстве – воссоздание архитектурного облика древнейших городов России. Своеобразие его творчества может быть объяснимо особенностями его натуры, он был редкой личностью, в которой сочетались романтическое восприятие художника и трезвый анализ ученого.

Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Образ древней столицы лейтмотивом прошёл через всё его творчество. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

 

 

Старая Москва была для него символом вечной жизни русской культуры. Им было создано свыше 125-ти полотен на исторические сюжеты. По этим картинам можно проследить архитектурную летопись истории первопрестольной столицы от древних времён до построек начала ХХ столетия.

Они украшают многие музеи страны. «Будет большой ошибкой, – писал художник, – считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и не одухотворённой. Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела как улей и волновалась подчас бурно и жестоко…».

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922

 

 

А.Н.Бенуа дал высокую оценку историческим пейзажам А.М.Васнецова: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он подобно своему брату сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту – вычурную, странную прелесть целой, безвозвратно погибшей культуры».

Аполлинарий Михайлович получил признание и среди профессиональных историков, он стал действительным членом Московского археологического общества, многие годы работал в Комиссии по охране древних памятников, уже в советское время был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы.  А.М.Васнецов работал в этой комиссии с известнейшими русскими историками В.О.Ключевским, И.Е.Забеленным, Д.Н.Анучиным и другими.

Тема «старая Москва» соединила в себе любовь Аполлинария Михайловича к живописи и к науке, а работа в Комиссии способствовала тому, что изучение истории и топографии Москвы превратилось из любительского увлечения в профессиональное занятие, результаты которого были признаны как уникальный опыт исторической реконструкции города.

Аполлинарий Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата – Виктора.  Именно ему "младший" Васнецов был обязан почти всем: это по примеру брата он еще в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался успехам, поддерживал и вдохновлял.

И вместе с тем Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.

Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов  умер в 1933 году в возрасте семидесяти шести лет.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины – таков был этот замечательный человек в глазах современников. В 1965 году в доме, где художник жил последние тридцать лет, был открыт мемориальный музей, в котором собраны уникальные материалы, повествующие о его творчестве и работе в обществе "Старая Москва". В 1981 году в селе Рябово, на родине живописца, открыт Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых.

 

Интернет-ресурсы

 

http://vasnec.ru/   – Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 - 1933)

А. М. Васнецов в Википедии

http://moi-zvuki.ru/posts/2217  – История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

А.М. Васнецов на сайте История графики (биография, картины, книги о нем)

http://gallerix.ru/album/Vasnecov  – Галерея картин А. Васнецова

А. Васнецов в Электронной энциклопедии Кругосвет

А. Васнецов на сайте «Товарищество передвижных художественных выставок»

А. Васнецов на сайте галереи искусства 20 века "Прошлый век" (ссылки, библиография)

А. Васнецов на сайте Библиотекарь

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=111008&cid=2084 – А. Васнецов на ТВ-Культура

 

 

Материалы о жизни и творчестве

Книги:

 

http://www.libex.ru/dimg/1620c.jpg

Аполлинарий Васнецов. К 100-летию со дня рождения. – М. : Моск. рабочий, 1957. – 170 с. – (Труды музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII).

 

В сборнике помещены статьи, отражающие отдельные стороны творчества А. Васнецова, воспоминания людей, близко знавших художника, а также его рукописи.

В приложении к сборнику помещены автобиография художника "Как я сделался художником" и доклад "Кремль при Иване Калите".

Сборник иллюстрирован  репродукциями картин Васнецова, эскизами декораций к операм "Сказание о невидимом граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова и "Опричник" П. И. Чайковского.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Л. Беспалова Аполлинарий Васнецов

Беспалова, Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) / Л. Беспалова. – М., 1950. – 40 с.+ вкл. илл. – (Массовая библиотека).

 

Главы книги освещают биографию художника, историю создания некоторых картин. Приводится список произведений Васнецова, литературных трудов и выставок, на которых экспонировались его картины.

 

Электронная версия книги здесь >>

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Лидия Кудрявцева Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы

Кудрявцева, Л.С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы : [повесть для мл. шк. возраста] / Л.С. Кудрявцева. – М. : Дет. лит., 1991. – 108 с.

 

Лидия Кудрявцева написала повесть о том, как два брата, родившиеся и выросшие в глухом краю России, стали самобытными художниками – очень разными, но едиными в главном. Они любили Россию, свой народ, родную природу, историю своего Отечества. Их творчество было поэтически-возвышенным. Но каждый из братьев стремился это выразить по-своему.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

Статьи:

 

Алиев, А. Певец старой Москвы / А. Алиев // Московский литератор. – 2011. – № 10.

 

Васнецова,  Е. Древняя Москва Аполлинария Васнецова / Е. Васнецова; Л. Кандалова // Юный художник. – 1983. – № 3.

 

Зархи, С. Он писал Москву : лит.-худ. композиция к уроку МХК, посвященная тв-ву А.М. Васнецова для 6-11 кл. / С. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 2. – С. 68-85.

 

Певец старой Москвы // http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_a/biogr_vasnec.htm 

 

Пискун, С. Аполлинарий Васнецов : Всемирная галерея / С. Пискун // Смена. – 2003. – № 11. – С. 76-93.

 

Противостояние Аполлинария Васнецова // Наше наследие. – 1995. – № 35-36. – С. 80.

 

Рогоза, В. Почему художник А. Васнецов знал старую Москву лучше, чем историки и археологи? // http://vsiaco.org.ua/post167392664/

 

Сыпина Л. «Ему единственному удался Кавказ» / Л. Сыпина // Веч. Ставрополь. – 2006. – 8 авг.

 

 

Памятные места

 

http://www.peoples.ru/art/painter/appolinary_vasnetsov/vasnetsov_grave_200712160034010jpg

 

Могила А. Васнецова (Москва, Введенское кладбище)

 

 

В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…»

 

 

родовая усадьба

Историко - мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В.М. и А.М. Васнецовых «Рябово».

 

Старинное небольшое село Рябово прославленно родом Васнецовых. С Рябово связаны детские и юношеские годы братьев – художников В. М. и А. М. Васнецовых. В их творчестве нашли отражение детские впечатления, вятская природа, самобытный уклад крестьянской жизни.

В 1981 году в родовом васнецовском доме был открыт мемориальный музей-усадьба.

С 2010 года – это историко - мемориальный и ландшафтный музей-заповедник «Рябово».

 

 

http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/c/c6/c6f5d0aa834a9d5d3b03fb70ff646f2c.jpg

Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова

(Москва, в Фурманный переулок, 6).

 

Является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".

 

 

 

http://common.regnum.ru/pictures/news/2008-04/vasnetcovi-big.jpg

 

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Кировского областного музея им. братьев Васнецовых.

 

 

(1992, скульптор –  Ю.Г. Орехов, архитектор –  С.П. Хаджибаронов)

 

 

Файл:Мраморное здание музея.jpg

Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых государственный художественный музей Кировской области, первый художественно-исторический музей на Севере и Северо-Востоке России.

Музей был открыт в Вятке 5 (18) декабря 1910 года усилиями Вятского художественного кружка по инициативе братьев Виктора и Аполинария Васнецовых.

Кировский музей в Википедии

 

 

Рожкова И.Ю.,

зав. Интернет-залом


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"