Кажется, что аура, атмосфера легкого скандала, поднявшаяся при появлении
Саган в литературе в середине 50-х, так никогда и не утихла. Еще бы!
19-летняя девчонка пишет и издает повесть, в один миг всколыхнувшую устои
строгой, католически добропорядочной Франции!
Кто в этом виноват – насмешница Фортуна или любимый писатель и
учитель мадам Саган, которого она прочитала в 14 лет – Сартр, никто не знает!
Родилась и училась будущая знаменитость в семье богатого
промышленника Куарэ на юге Франции. Девочка ни в чем не знала отказа,
получила прекрасное образование в католическом пансионе, но к шестнадцати
годам полностью утратила веру в Бога и во всякие чудеса.
В четырнадцать лет ее литературными кумирами стали Жан Поль Сартр и
Альбер Камю. То, как они описывали человеческую нищету, поразило Франсуазу до
такой степени, что она полностью разочаровалась в христианстве. Теперь
проповеди монахинь не трогали ее душу, по вечерам она все чаще сбегала из
пансиона и отправлялась с какой-нибудь шумной компанией на правый берег
Сены – на джазовые концерты, просто на танцы. Или запиралась в своей
комнатке, крутила пластинки с музыкой Равеля и Моцарта и что-то
записывала в тетрадку.
Выйдя из пансиона, Франсуаза, одержимая страстью к литературе,
поступает на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета. Но богемная
жизнь звезд привлекает ее не меньше университетских лекций. Она встречается в
маленьких уютных парижских кафе с художниками, писателями, артистами. Беседы
до полуночи, визиты, концерты... На учебу внимания почти не обращала, и
последствия не заставили себя ждать: она с треском провалила экзамен на
бакалавра. А по ночам она пишет свою первую повесть со странным названием
«Здравствуй, грусть!».
Тема романа, написанного худенькой, остроносой девушкой с большими,
задумчивыми глазами, поразила окололитературную публику: юная девушка, не
достигшая совершеннолетия, искренне и без притворства рассказывает о том, как
хорошо быть молодой, здоровой, счастливой, любить жизнь и наслаждаться ею в
объятьях любовника.
Для Франции с богатыми литературными традициями католицизма
такой сюжет и сам финал романа был необычен! И даже в самых смелых мечтах
никто не мог предвидеть того оглушительного, скандального успеха, который
обрушился на юную дебютантку!
Роман стал бестселлером, и за год было опубликовано более миллиона
экземпляров на разных языках и в разных странах. Автора преследовали толпы
журналистов, брали у нее интервью, описывали жизнь. В прессе было
опубликовано множество ее фотографий.
Книга Саган стала своего рода символом, знамением времени, а образ
главной героини воплощал провозвестниц эпохи свободных нравов.
Любопытно, но ранняя и шумная слава почти не вскружила ей голову.
Она пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1,5 миллионами
франков, которые столь неожиданно свалились ей на голову. Он посоветовал не
менее спокойно: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя – большая беда».
Она так и поступила. Она разогнала свою жизнь как машину на хорошей скорости.
Путешествия, яхты, неудачный брак с крупнейшим издательским деятелем
Франции Ги Шеллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше
Франсуазы), рождение сына (в 1962 г.), еще несколько попыток устроить
семейную жизнь, пристрастие к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом
остается жива после серьезной автомобильной аварии и чувство блистательности
и скоротечности жизни уже никогда ее не покидает.
Наряду с жизнью богемной звезды, Франсуаза Саган продолжает серьезно
и много работать. Стиль ее совершенствуется, становится все более
характерным, все более узнаваемым. Многие из критиков и литературоведов
замечали, что мадам Саган отдает предпочтение строгим формам классицизма, она
последователь Жана Расина, у которого любовные конфликты были подняты на
уровень трагедии, что подчеркивало высокую значимость и ценность человеческих
чувств. За первым романом последовали многочисленные рассказы, пьесы, повести
– и другие романы, в том числе «Любите ли вы Брамса?» (1959), «Немного солнца
в холодной воде» (1969), «Потерянный профиль» (1974), «Нарисованная леди»
(1981), «Уставшая от войны» (1985).
Классические традиции сказались и в построении ее романов, и в их
стилистике. Число персонажей в романах сведено к минимуму, как в трагедиях
Расина. Это два-три главных действующих лица, а все остальное – не более чем
фон, антураж. Та ситуация, которая, к примеру, описывается в романе, повести,
пьесе могла происходить в любом месте и в любое время.
Саган соблюдает строгое единство действия, ее задача показать
внутренний мир своих героев в моменты наивысшего психологического напряжения,
хотя синтаксис ее изысканно-точных фраз всегда нарочито холоден и спокоен,
здесь нет бурных выплесков эмоций, волнений, многоречивости, объемных
внутренних монологов.
Эмоционально-трагическая окраска происходящего в романах не бросается
сразу в глаза, все происходит постепенно спокойно плавно.
Мадам Саган была известна и как общественный деятель, публицист,
поднимающий на обсуждение в своих газетных выступлениях проблемы
нравственного и духовного кризиса среди молодежи, в защиту демократии и прав
человека. Ей не понаслышке известна проблема наркомании среди молодежи. В
1985 г. писательница была удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.
В 1988 г. мадам Саган посетила Россию, где ее книги знают и
читают ничуть не меньше, чем в Европе. Она утверждала, что в ее роду есть
русские корни – прабабушка была русской, желая оправдать свое пристрастие к
азартным играм.
Ее квартира в Париже была самым известным литературным салоном во
Франции. В него были вхожи дипломаты и премьер-министры.
Франсуаза Саган опубликовала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3
книги очерков. Ее последняя книга на библейский сюжет «Давид и Бетшабе» вышла
в роскошном переплете для коллекционеров-библиофилов, с иллюстрациями
знаменитых художников и собственноручной подписью автора на титульном листе.
Предисловие к книге составил тогдашний премьер Израиля Шимон Перес. Тираж был
очень маленьким, и книга почти сразу превратилась в библиографическую
редкость.
Литература для нее – храм и эликсир вечной молодости. Она признает
только главенство писательского воображения перед жизненным опытом и ищет новые
истоки вдохновения. Ее роман-биография Сары Бернар, написанный в форме писем
к актрисе, наделал много шума по всей Европе. Ее пьесы идут при полных
аншлагах, хотя написаны в семидесятые годы. Многие фразы из ее произведений
стали крылаты, а герои ожили на киноэкране.
Издатели французских газет были счастливы опубликовать ее
очерки, а ее гонорары росли как на дрожжах. Создавая романы про хрупкую
любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник,
сама себя называя «прожигательницей жизни». В ее жизни было множество
скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий,
шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки,
азартные игры – и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею
гонорары.
Умерла
Франсуаза Саган 24 сентября 2004 г. от легочной эмболии.
Цитаты
из ее романов давно разлетелись по свету и живут своей, романтической жизнью:
- Прощение
означает, что все уже кончено.
- Нет ничего
скучнее чужих снов.
- Неверность –
это когда тебе нечего сказать мужу, потому что все уже сказано другому.
- Искусство
должно захватить реальность врасплох.
- Глупость не
всегда делает человека злым, но злоба всегда делает человека глупым.
- Прежде чем
прочесть что-либо о нынешней молодежи, стоит поинтересоваться каков возраст
автора.
Саган, Ф. В
туманном зеркале ; Здравствуй, грусть ;Через месяц, через год [Текст] :
романы. Воспоминания / Ф. Саган. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. – 400 с. –
(Очарованная душа).
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент)
Саган, Ф.
Женщина в гриме [Текст] : роман / Ф. Саган. – М. : Прессверк, 2002. – 480 с.
– (Зарубеж. классика. ХХ век).
(Имеются экземпляры
в отделах: книгохранение)
Саган, Ф.
Немного солнца в холодной воде [Текст] : роман / пер. с фр. Н. Немчиновой. –
СПб. : Кристалл, 2001. – 160 с. – (Новый стиль).
(Имеются
экземпляры в отделах: «Юность»)
Саган, Ф.
Немного солнца в холодной воде [Текст] : роман / Ф. Саган. – Калининград:
Янтар. сказ., 1993. – 382 с. – (Роман о любви).
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», книгохранение, читальный зал,
библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22 и в
пос. Татыш)
Саган, Ф.
Прощай, печаль [Текст] : роман ; В память о лучшем : воспоминания / Ф. Саган.
– М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. – 336 с. – (Очарованная душа).
(Имеются экземпляры
в отделах: «Юность»)
Саган, Ф.
Синяки на душе ; Смутная улыбка [Текст] : романы / Ф. Саган. – СПб. : Амфора,
2001. – 334 с. – (Гербарий).
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по Уральской,
7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22 и в пос. Метлино и Татыш)
Саган, Ф.
Смутная улыбка [Текст] : романы / Ф. Саган. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. – 416
с. – (Очарованная душа).
(Имеются экземпляры
в отделах: абонемент)
Саган,
Франсуаза. Смятая постель [Текст] : романы / Ф. Саган. – М. : Ламанд
Энтерпрайсиз, 1999. – 608 с. – (Зарубеж. классика. ХХ век).
(Имеются экземпляры
в отделах: абонемент, книгохранение)
Саган, Ф.
Хранитель сердца [Ангел-хранитель] [Текст] : повесть /Ф. Саган ; пер. с фр. Л.
Татко. Любовь моя голубка : роман / Ф. Саган. – М. : Подвиг, 2002. – 282 с. :
ил. – (Детективы «Сельской молодежи» ; 2002 / № 3).
(Имеются
экземпляры в отделах: библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22
и в пос. Татыш)