Сегодня: 19 ноября, воскресенье
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / Обзор новинок /

Басинский, П.В. Страсти по Максиму. Горький : 9 дней после смерти / П.В. Басинский. – М. : АСТ; Астрель, 2011. – 414 с.

Басинский, П.В. Страсти по Максиму. Горький : 9 дней после смерти / П.В. Басинский. – М. : АСТ; Астрель, 2011. – 414 с.

 

Что мы знаем о Максиме Горьком, а вернее об Алексее Максимовиче Пешкове (1868-1936), которому суждено было занять особое и очень неоднозначное место в истории советской литературы? Вся хрестоматийная информация о нем – просто мифология своего времени. В этом убежден Павел Басинский, излагающий в своей книге «Страсти по Максиму» историю жизни и смерти писателя, во многом не совпадающую с официальной биографией.

Максим Горький – главный советский писатель, "буревестник революции" и "основоположник социалистического реализма", любимец самых красивых женщин своего времени, глава большой "семьи", хозяин роскошной виллы в Сорренто и особняка Рябушинского в Москве – умирал на казенной подмосковной даче под наблюдением наркома НКВД Ягоды и лично товарища Сталина. Неожиданный визит вождя даровал писателю еще девять дней жизни...

«Смерть Максима Горького остается такой же «мерцающей» проблемой, как, например, авторство пьес Шекспира или «Тихого Дона». Вроде все специалисты понимают, что пьесы Шекспира написал Шекспир, а «Тихий Дон» написал Шолохов. Точно так же серьезные  специалисты знают: нет ни одного доказательства того, что Горький умер не своей смертью, а был убит Сталиным. И, тем не менее, проблема продолжает «мерцать». Почему это так? Вероятно, потому, что смерть Горького, как и весь последний период его жизни, в любом случае была какой-то противоестественной, не вписывающейся в нормальные человеческие понятия. И вот, по законам драматургии, нам очень хочется «прописать» интригу, найти главного «злодея» и оправдать «жертву»...

…Колоссальная драматургия последних дней жизни Горького именно в том и заключается, что в этой истории не было ни «жертв», ни «злодеев». Просто биография Горького была столь исключительна, что и уйти в мир иной этот человек не мог безмятежно, не вовлекая в свою смерть окружающих его людей, не только близких, но и дальних. Смерть Горького «аукнулась» некоторым из них спустя время; те же, кто находился возле его смертного одра в буквальном смысле ходили над пропастью и рисковали собственными жизнями. Собственно, часть из них этими жизнями поплатились.

Горький, вне сомнения, был роковой личностью... Он сам это прекрасно понимал и в последние дни сильно страдал от этого. Но он перенес это испытание с величайшим мужеством, что вызывает к нему огромное уважение.» (П. Басинский)

Автор подробно анализирует отношения Горького с соотечественниками, с любимыми и любящими женщинами, с властью,  его жизненные решения и многие компромиссы, на которые писатель вынужден был пойти. По большому счету, он реализует пожелания, высказанные Пешковым в предсмертной записке: вскрыть останки и «рассмотреть, какой черт сидел во мне».

Книга иллюстрирована фотографиями из Музея А. М. Горького в Москве.

 

Глава из книги здесь >>  и здесь >>

Рецензия на книгу здесь >>

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"